Методические рекомендации

План

Темы рефератов

1. Роль московских князей в объединении разрозненных земель Руси
в единое государство.

2. Преступление и наказание по Судебнику 1497 г.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 30]

Тема 5. Государство и право России в период сословно-представительной монархии
(вторая половина XVI – первая половина XVII в.)

Цель занятия: сформировать понятие о государственном строе России периода сословно-представительной монархии, уяснить социальную структуру российского общества, получить представление об основных чертах развития права по Судебнику 1550 г. и Соборному Уложению 1649 г.

Семинарское занятие – 2 часа

1. Сословно-представительная монархия в России: закономерности и особенности становления. Высшие органы власти и управления.

2. Общественный строй России. Правовые принципы крепостнических отношений.

3. Судебник 1550 г.: источники и общая характеристика.

4. Разработка, источники и структура Соборного Уложения 1649 г.

5. Уголовное право по Соборному уложению: понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний.

6. Основные черты развития гражданского права по Соборному уложению 1649 г.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание закономерности и особенности становления сословно-представительной монархии в России по сравнению со странами Западной Европы. Необходимо раскрыть структуру и основные функции центральных и местных органов власти и управления в России в период сословно-представительной монархии. Особое внимание при этом следует уделить становлению и функционированию Земских соборов как главного признака сословно-представительной монархии.

При ответе на второй вопрос необходимо показать правовое положение основных категорий населения России в период сословно-представительной монархии: привилегированных и непривилегированных сословий. При этом более подробно следует остановиться на этапах закрепощения крестьянства и показать правовые принципы крепостнических отношений (правовое положение крепостного населения) в целом.

При ответе на третий вопрос следует уделить внимание причинам необходимости создания нового Судебника 1550 г., показать его источники и структуру, подробно остановиться на характеристике гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений, основных принципах процессуального права (формы процесса, система доказательств). В завершении ответа на вопрос следует остановиться на сравнительно-правовом анализе Судебника 1550 г. и Судебника 1497 г.

Отвечая на четвертый вопрос, следует начать с причин, побудивших правительство приступить к разработке Соборного уложения 1649 г., перечислить его основные источники, основные принципы законотворческого процесса и юридической техники, дать характеристику структуре Соборного уложения.

При рассмотрении пятого вопроса следует подробно рассмотреть основные черты уголовного права (понятие преступления, стадии совершения преступления, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, появление новых видов и составов преступлений, раскрыть цели и виды наказаний).

При ответе на заключительный вопрос семинарского занятия следует, во-первых, остановиться на характеристике феодального землевладения (формы землевладения и их правовой статус, уделив особое внимание вотчинам и поместьям); во-вторых, подробно охарактеризовать основные принципы обязательственного права, раскрыв виды договоров и порядок их заключения; и, в-третьих, дать характеристику правовому регулированию брачно-семейных и наследственных отношения по Соборному уложению 1649 г.