Методические рекомендации

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Многообразие форм государственности и развитие права

Темы рефератов

1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественного государства и права.

2. Проблемы периодизации отечественного государства и права.

3. Основные направления историко-правовой науки в конце XIX – начале XX в.

4. Норманнская теория образования Древнерусского государства.

5. Крещение Руси и его значение для становления древнерусской государственности и права.

6. Договоры Руси с Византией (правовое содержание).

7. Сравнительная характеристика правового статуса различных социальных групп по «Русской правде».

8. «Русская правда» как памятник древнерусского права. Основные виды преступлений и наказаний по «Русской правде».

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 29]

 

(начало XII – вторая половина XIV в.)

Цель занятия: сформировать понятие о причинах и последствиях феодальной раздробленности, усвоить государственный, общественный строй и правовую систему Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской и Псковской феодальных республик, Золотой Орды.

Практическое занятие – 4 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Причины феодальной раздробленности на Руси»;

- «Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества»;

- «Общественный строй Новгородской и Псковской феодальных республик»;

- «Государственный Владимиро-Суздальского княжества»;

- «Государственный строй Новгородской феодальной республики»;

- «Источники права периода феодальной раздробленности на Руси»;

- «Виды договоров по Псковской судной грамоте»;

- «Виды преступлений по Псковской судной грамоте»;

- «Общественный строй Золотой Орды»;

- «Государственный строй Золотой Орды».

2. Основываясь на памятниках права соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

3. Составьте кроссворд по теме «Государство и право Руси в период феодальной раздробленности», используя 20 ключевых слов.

4. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.

 

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого при подготовке необходимо, прежде всего, уделить внимание понятию феодальной раздробленности, политическим и экономическим предпосылкам феодальной раздробленности на Руси, а так же затронуть аспект о том, в какой мере феодальной раздробленности способствовало временное отсутствие внешней угрозы после княжения сына Владимира Мономаха Мстислава. Следует попытаться ответить, что из себя представляло Древнерусское государство по форме государственного устройства в период феодальной раздробленности; остановиться на положительных и отрицательных последствиях этого явления на Руси.

Далее следует подробно вспомнить процесс выделения Владимиро-Суздальского княжества в относительно самостоятельное государственное образование, уяснить его социальную структуру (правовое положение основных категорий населения) и государственный механизм как яркий пример раннефеодальной монархической формы правления.

Затем следует обратить внимание на причины возникновения республиканской формы правления на северо-западе Руси, уяснить характеристику общественного строя Новгородской и Псковской феодальным республикам, вспомнить отличие в правовом положении населения по сравнению с Владимиро-Суздальским княжеством. При изучении государственного строя следует первоначально остановиться на общей характеристике республиканской формы правления, а затем подробно запомнить структуру высших органов власти и управления в Новгородской и Псковской землях как типичных боярских (феодальных) республик.

При подготовке к заданиям, связанным с развитием древнерусского права в период феодальной раздробленности, следует уяснить основные источники права в Новгороде и Пскове, подробно изучив Псковскую судную грамоту. При ее изучении необходимо уделить внимание основным институтам гражданского права, рассмотреть вещное право, обязательственное право (виды договоров и формы заключения сделок), основным чертам семейного и наследственного права; запомнить понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний в уголовном праве, основные черты судоустройства и судопроизводства.

При подготовке к той части практического занятия, которая связана с общественным, государственным строем и правом Золотой Орды, сперва необходимо уяснить татаро-монгольское нашествие на Русь, вспомнить характеристику татаро-монгольского ига (его политической (ярлык) и экономической (дань) составляющим). Затем необходимо усвоить общественный строй Золотой Орды (правовое положение различных групп населения) и государственный строй монголо-татарского государства как типичной восточной деспотии. При изучении права следует уделить внимание основным источникам права Золотой Орды и подробно охарактеризовать «Великую Ясу» и законы шариата.