Методические рекомендации
Темы рефератов
1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественного государства и права.
2. Проблемы периодизации отечественного государства и права.
3. Основные направления историко-правовой науки в конце XIX – начале XX в.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 29]
Тема 2. Древнерусское государство и право
(IX – начало XII в.)
Цель занятия: сформировать понятие о предпосылках возникновения Древнерусского государства, теориях его происхождения, изучить государственный строй Киевской Руси, усвоить социальную структуру древнерусского общества, изучить основные черты права по «Русской правде».
Практическое занятие – 2 часа
Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы
Задание
1. В рабочих тетрадях составьте схему:
- «Социальная структура древнерусского общества»;
- «Государственный строй Древнерусского государства»;
- «Источники права периода Древнерусского государства»;
- «Редакции “Русской правды”»;
- «Виды преступлений по “Русской правде”»;
- «Виды наказаний по “Русской правде”».
2. Основываясь на памятниках права соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.
3. Составьте кроссворд по теме «Древнерусское государство и право», используя 20 ключевых слов.
4. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.
Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, обратить внимание на социально-экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства, повторить характеристику Древнерусского государства как раннефеодальной монархии. Подробно следует еще раз остановиться на высших органах власти и управления, дать государственно-правовую характеристику институтам Великого князя, Совету при великом князе, дружине, народному ополчению, удельным князьям и сюзеренно-вассальным отношениям, феодальным съездам. При характеристике местных органов власти и управления следует подробно остановиться на эволюции десятичной системы управления в дворцово-вотчинную, охарактеризовать систему кормлений.
Далее следует усвоить эволюцию процесса формирования сословий на Руси; вспомнить социальную дифференциацию древнерусского общества, выделить привилегированные и непривилегированные категории населения и охарактеризовать их правовой статус (личные и имущественные права).
Затем следует подробно уяснить процесс формирования древнерусского права, источники «Русской правды», вспомнить три редакции Русской правды» и их структуры, уяснить общую характеристику «Русской правде» как свода права раннефеодального государства.
При подготовке к той части практического занятия, которая связана с правом Древнерусского государства, следует уделить внимание формированию права собственности, усвоить обязательственные отношения и виды договоров, уяснить основные принципы наследственного и семейного права, раскрыть основные черты уголовного права по «Русской правде» (понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний), дать характеристику стадиям судебного процесса в Древней Руси с перечислением доказательств.