Методические рекомендации

План

Тема 1. Объект, предмет, метод, периодизация и историография истории отечественного государства и права

Цель занятия: сформировать понятие о предмете истории отечественного государства и права, методологии и методах познания, периодизации и историографии истории отечественного государства и права, а также определить место науки «История отечественного государства и права» в системе юридических и общественных наук.

Семинарское занятие – 2 часа

 

1. Объект, предмет и задачи курса истории отечественного государства и права, связь с другими дисциплинами.

2. Методы исторического познания отечественного государства и права.

3. Периодизация отечественного государства и права.

4. Историография (научное изучение) истории отечественного государства и права.

 

При ответе на первый вопрос необходимо учесть, что история отечественного государства и права изучает три взаимосвязанных аспекта: государственный строй, общественный строй и право. Следовательно, необходимо дать пояснение этих понятий.

Кроме того, история отечественного государства и права, будучи историко-юридической дисциплиной, изучаемой студентами на первом курсе, призвана активизировать правовое воспитание. Она участвует в мировоззренческой и мотивационной сфере будущего специалиста, формирует правовую культуру и сознание. Юрист должен не только знать современные законы, нормы, правила поведения, но и понимать природу тех или иных государственных и правовых учреждений и институтов, уметь проводить их сравнительное исследование, анализировать истоки их возникновения, закономерности и тенденции в их развитии. Кроме того, сотрудник уголовно-исполнительной системы с целью получения профильного образования должен быть нацелен на осознание историко-правовой природы уголовных наказаний, истоков зарождения и развития пенитенциарных учреждений, призванных в различные исторические периоды обеспечивать систему исполнения наказаний. Особое внимание при изучении дисциплины уделяется истории уголовных наказаний, порядке их исполнения, деятельности пенитенциарных учреждений в нашей стране на том или ином историческом периоде. В этом проявляется роль и значение дисциплины «История отечественного государства и права» в подготовке бакалавров в ВУЗе. Необходимо показать связь дисциплины «История отечественного государства и права» с такими дисциплинами гуманитарного и профессионального циклов, как «Культурология», «Политология», «Социология», «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право», «Гражданское право» и др.

При ответе на второй вопрос необходимо дать определение метода познания, после чего более подробно остановиться на тех методах познания, которые применяются при изучении истории отечественного государства и права. При ответе следует учесть, что выделяют как минимум общелогические и специальные методы познания.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо учесть, что для удобства изучения историко-правовых явлений принято всю историю государства и права России делить на определенные периоды (этапы) с целью более глубокого анализа особенностей каждого этапа и выявления историко-правовых закономерностей развития государства и права в нашей стране. С этой целью необходимо знать факторы, положенные в основу периодизации. Закончить ответ необходимо перечислением основных периодов истории отечественного государства и права.

При ответе на заключительный вопрос следует сначала дать определение понятию «историография», после чего перейти непосредственно к характеристике историографии истории государства и права России. При этом следует учесть, что историография истории государства и права России первоначально развивалась в контексте историографии истории России вообще, и только во второй половине XIX в. обособилась в самостоятельное направление. Затем следует более подробно рассмотреть основные научные школы и их представителей, после чего перейти к характеристике основных направлений в современной историографии истории государства и права России.