А. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1.1. В самом широком смысле интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях. Страны принимают законы по охране интеллектуальной собственности в силу следующих основных причин. Во-первых, они стремятся оформить законодательно неимущественные и имущественные права творцов на их произведения и право общества на доступ к этим произведениям. Во-вторых, правительства сознательно стремятся поощрять творчество, распространение и применение результатов творческого труда, а также содействовать свободной торговле в интересах экономического и социального развития.

1.2. Порождения человеческого разума, такие, как идея, стоящая за изобретением, музыкальное произведение или товарный знак, не могут в отличие от материальных объектов быть объектом охраны от использования третьими лицами в силу одного того факта, что кто-то владеет ими. После того как что-то созданное человеческим интеллектом стало достоянием общества, его создатель более не в состоянии осуществлять контроль за его использованием. Этот основополагающий факт, а именно неспособность охранять объект в силу одного владения им, является краеугольным камнем законодательства в области интеллектуальной собственности.

1.3. В общем и целом законодательство в области интеллектуальной собственности стремится оградить интересы творцов произведений и иных создателей интеллектуальных товаров и услуг путем предоставления им определенных ограниченных во времени прав, позволяющих им контролировать использование их произведений. Причем эти права относятся не к материальному объекту, в котором может быть воплощен результат творческого труда, но к порождению человеческого разума как таковому.

1.4. По сложившейся традиции интеллектуальная собственность подразделяется на «промышленную собственность» и «авторское право».

1.5. «Промышленная собственность» подразумевает охрану изобретения с помощью патентов, защиту определенных коммерческих интересов с помощью законодательства по товарным знакам и торговым названиям, а также законодательства по охране промышленных образцов. Кроме того, в понятие промышленной собственности входит борьба против недобросовестной конкуренции.

1.6. «Авторское право» предоставляет авторам и иным творцам интеллектуальных произведений (литература, музыка, искусство) определенные права, позволяющие им разрешать или запрещать в течение определенного ограниченного периода времени те или иные виды использования их произведений. В широком смысле авторское право включает в себя положение по охране авторского права в точном смысле этого слова, а также охрану так называемых «смежных прав».

1.7. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 года (статья 2(vii), гласит, что «интеллектуальная собственность включает права, касающиеся:

(1)

литературных, художественных и научных произведений;

(2)

выступлений исполнителей, фонограмм и программ эфирного вещания;

(3)

изобретений во всех областях человеческой деятельности;

(4)

научных открытий;

(5)

промышленных образцов;

(6)

товарных знаков, знаков обслуживания и торговых названий и обозначений;

(7)

пресечения недобросовестной конкуренции

и всех других прав, являющихся результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной или художественной областях».

1.8. Виды деятельности в пункте (1) выше регулируются авторским правом. Права, упомянутые в пункте (2), обычно называются «смежными правами», то есть правами в областях, смежных с авторским правом. Виды деятельности в пунктах (3), (5) и (6) являются объектами охраны промышленной собственности. Сюда можно было бы отнести и пункт (7), тем более что статья 1(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Стокгольмский акт 1967 года) («Парижская Конвенция») включает «пресечение недобросовестной конкуренции» в понятие «охрана промышленной собственности» — в статье 10бis(2) говорится, что «актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах».

1.9. Иногда термин «промышленная собственность» неправильно понимается как означающий движимую или недвижимую собственность, использующуюся в процессе промышленного производства, как, например, заводы, фабрики, оборудование и т. п. Промышленная собственность в настоящем контексте является интеллектуальной собственностью и, таким образом, имеет отношение к порождениям человеческого разума. Как правило, такие порождения включают в себя изобретения и промышленные образцы. Можно предложить следующие простейшие определения: изобретения являются новыми решениями технических проблем, а промышленные образцы являются созданием в области эстетики, определяющими внешний вид промышленных изделий. Кроме того, в промышленную собственность входят товарные знаки, знаки обслуживания, торговые названия и обозначения, включая указания происхождения товара и наименование места происхождения, а также борьбу против недобросовестной конкуренции.

1.10. Пункт (4) в вышеупомянутом списке из Конвенции, учреждающей ВОИС, — научные открытия — не может быть отнесен ни к одной из двух сфер интеллектуальной собственности. Существуют мнения, что научные открытия вообще не должны были быть упомянуты среди различных форм интеллектуальной собственности, так как ни один национальный закон или международный договор не предоставляет прав собственности на научные открытия. Научные открытия и изобретения — это не одно и то же. Женевский договор по международной регистрации научных открытий (1978) определяет научные открытия как «признание явлений, свойств или законов материальной вселенной, не признанных ранее и поддающихся проверке» (статья 1(1)(i). Изобретение — это новое решение конкретных технических проблем. Такие решения, естественно, должны основываться на свойствах или законах материальной вселенной (в противном случае их нельзя было бы внедрить с помощью технических средств), однако эти свойства или законы не обязательно должны входить в категорию «не признанных ранее». Изобретения находят новое применение, новое техническое применение таких свойств и законов независимо от того, признаны ли они («открыты») одновременно с изобретением или были признаны («открыты») ранее, причем независимо от данного изобретения.

Литература к разделу А:

Международное бюро ВОИС. WIРО s Development Cooperation Activites. WIРО/СNR/ABU/93/9.

Н. Olsson.. Введение в право интеллектулъной собственности. WIРО/СNR/S/93/1.

Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. WIРО/IР/WDN/93/1.

В. АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

1.11. Авторское право имеет отношение к таким художественным произведениям, как поэмы, романы, музыка, живопись, кинофильмы и т. п. В большинстве европейских языков используется не английский термин «копирайт» (буквально — право на изготовление копий), а словосочетание «авторское право». В английском термине «копирайт» упор делается на основном действии, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляров литературного или иного произведения, такого, как книга, картина, скульптура, фотография или кинофильм. В термине «авторское право» во главу угла ставится личность создателя художественного произведения или его автора, чем подчеркивается тот факт, признаваемый в законодательстве большинства стран, что автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, например право воспрепятствовать его искаженному воспроизведению, которое может быть сделано лишь самим автором, в то время как другие права, такие, как право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например издателем, который получил на это лицензию от автора.

1.12. «Смежные права» означают права, смежные с авторским правом. Обычно считается, что имеются три разновидности смежных прав: права исполнителей на их исполнение; права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их радио- и телевизионные программы.

1.13. Защита интересов авторов состоит не только в предотвращении неразрешенного использования их произведения. В конечном итоге их произведения предназначены для того, чтобы быть доведенными до широкой аудитории. Различные категории произведения доводятся до всеобщего сведения различными способами. Например, издатель воспроизводит рукопись литературного произведения в окончательном виде, не добавляя ничего к тому, что было создано автором. Интересы книгоиздателей охраняются на основании прав, переуступленных им авторами или приобретенных у них по лицензии.

1.14. Несколько иная ситуация имеет место с драматургическими или музыкальными произведениями. При сообщении для всеобщего сведения такие произведения должны исполняться или декламироваться исполнителями. В таких случаях следует учитывать необходимость охраны интересов и самих исполнителей в случае использования их индивидуальных интерпретаций таких произведений.

1.15. Развитие техники звукозаписи и возможность относительно легкого воспроизведения записей сделали необходимым также обеспечить охрану прав производителей фонограмм. Широкая доступность на рынке все более эффективных записывающих устройств вызвала к жизни постоянно растущую и ныне достигшую международного масштаба проблему пиратства в этой области. Более того, звукозаписи часто используются организациями эфирного вещания, и, хотя, с одной стороны, такое использование обеспечивает рекламу для различных видов звукозаписи и их производителей, с другой стороны, они стали неотъемлемой составной частью ежедневных программ организации эфирного вещания. Как следствие этого, точно так же как исполнители стремились оградить собственные интересы, так и производители фонограмм начали борьбу против неразрешенного тиражирования фонограмм, а также борьбу за вознаграждение за использование фонограмм в целях эфирного вещания и других видов сообщения для всеобщего сведения.

1.16. И наконец, организации эфирного вещания имеют также определенные интересы в отношении собственных программ, стремясь воспрепятствовать их неразрешенной ретрансляции другими организациями эфирного вещания и вообще их неразрешенного воспроизведения.

1.17. В общем плане охране подлежат формы выражения идей автора, а не сами идеи. Например, если автор публикует в виде журнальной статьи краткое изложение своих идей о том, как построить радиоприемник, это не может помешать третьей стороне использовать эти идеи для создания такого приемника; однако авторское право защитит автора от воспроизведения экземпляров его статьи без его разрешения. Что касается самого изобретения, на него не распространяется охрана в соответствии с авторским правом, но оно может быть защищено на других основаниях, например в контексте промышленной собственности. Главное здесь то, что идеи как таковые не охраняются авторским правом. Если кто-либо обнародовал свои идеи, например в ходе публичной лекции, но не имеет соответствующего патента, у него нет никаких средств, чтобы воспрепятствовать другим использовать его. Однако после того, как идея была выражена в материальной форме, возникает авторское право на слова, музыкальные ноты, рисунки и т. п., в форме которых идея воплощена. Однако для того, чтобы подлежать охране в соответствии с авторским правом, произведение должно быть оригинальным.

1.18. Окончательная фиксация произведения в материальной форме (письмо, печать, фотография, звуко- или видеозапись, скульптура, архитектура, живопись, воспроизведение в графической форме и т. п.) не является обязательной предпосылкой для охраны. Однако некоторые страны, в основном те, в которых принята англо-американская юридическая система, требуют той или иной фиксации произведения до того, как ему будет предоставлена охрана, делая это из соображений использования такой формы в качестве доказательства в случае тяжбы.

1.19. Охрана по авторскому праву не зависит от качества или ценности произведения — произведение будет охраняться, независимо от того, считается ли оно хорошим или плохим литературным или музыкальным произведением. Охрана также не зависит от цели создания произведения, так как возможное использование произведения не имеет никакого отношения к его охране.

1.20. В случае нарушения прав предусматриваются санкции. Любое неразрешенное использование произведений, охраняемых авторским правом, в тех случаях, когда разрешение на такое использование требуется по закону, является нарушением авторского права (например, воспроизведение, публичное исполнение, передача в эфир или любое иное сообщение для всеобщего сведения, совершенное без разрешения, переработка в любую иную форму без разрешения автора, плагиат и т. п.). Для компенсации ущерба, нанесенного в результате такого нарушения, в законе предусматриваются санкции. В зависимости от серьезности нарушения санкции могут быть гражданскими или уголовными.

1.21. Наконец, является общепризнанным фактом, что комплекс прерогатив, составляющих авторское право, должен быть признанным и охраняемым, по крайней мере в течение жизни автора. После его смерти в принципе произведение продолжает охраняться в течение определенного времени, составляющего, как правило, 50 лет. Считается, что такой срок обеспечивает справедливый баланс между поддержанием материальных прав автора и потребностями общества иметь доступ к достижениям культуры, имеющим непреходящий характер. По истечении срока охраны произведение становится всеобщим достоянием, то есть может быть использовано любым лицом без какого-либо разрешения.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Элементы промышленной собственности. ВОИС WIРО/IP/WDN/93/1.

Международное бюро ВОИС. Международная охрана авторского права и смежных прав. WIРО/CNR/АВU/93/2.

Международное бюро ВОИС. Происхождение, эволюция, объем и границы авторского права. STC/IZU/CNR/1/4.