Цвет в интерьере.

Психофизиологическое воздействие цвета.

Физическая сущность цвета и его характеристики.

ЦВЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

Л е к ц и я 4

План:

4.3. Указанияк цветовому решению промышленных изделий.

4.1. Физическая сущность цвета и его характеристики.Цвет есть результат физиологического воздействия световых волн на сетчатку глаз человека. Как известно, при разложении пуч­ка белого света образуется полоса, цвет которой непрерывно меняется, так как при разложении удается сделать развертку электро­магнитных колебаний по частоте, что и дает возможность увидеть все цвета радуги, так как каждому цвету соответствует определен­ная длина волны.

Огромное разнообразие цветов и оттенков, воспринимаемых зре­нием, порождает необходимость точной оценки цвета. Такая задача разрешается в специальном разделе оптики, называемом колоримет­рией (англ. color - цвет). Колориметрия старается каждый цвето­вой оттенок выразить определенной комбинацией цифр, допускающих лишь однозначное толкование. Научное цветоведение должно отка­заться от неопределенных описательных характеристик цвета (воcково-желтый или яблочно-зеленый) и перейти к точным цифровым по­казателям. Специфическая трудность заключается в том, что цвет не только величина, но и определенное качество. Поэтому не может быть определенного эталона, который можно было бы принять за еди­ницу и в дальнейшем считать, сколько единиц содержится в том или ином оттенке. Мы не можем сказать, что какой-то цвет больше или меньше другого. По этой причине система выражения цвета в числах носит особый характер.

Цвет определяют три физические категории: доминирующая дли­на волны, задающая цветовой фон; чистота цвета по отношению к белому (насыщенность) и коэффициент отражения, характеризующий свойства поверхности и красителя. В спектре принято различать семь основных цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, жел­тый, оранжевый, красный. Такое разделение условно. В действи­тельности глаз различает громадное число промежуточных оттенков. Наиболее точно цветовой тон определяют с помощью длины волны.

Насыщенность показывает долю чистого цвета в данном цвете. Особенно наглядно это проявляется в ахроматическом ряду, то есть в ряду, содержащем все оттенки серого цвета, начиная от абсолют­но черного (насыщенность 0%), кончая абсолютно белым (насыщенность 100%). Точно также можно прибавить белый цвет к любому спектральному цвету, тем самым, изменив его насыщенность. Абсолютно насыщенными, то есть не содержащими белого цвета, являются спектральные цвета, представленные, например, в радуге.

Кроме указанных ахроматических и спектральных цветов, в при­роде есть еще одна группа цветов, называемых пурпурными (малино­вый, вишневый, сиреневый и т.д.). Эти цвета в спектре белого цве­та отсутствуют и поэтому не имеют своей длины волны. Вместе со спектральными они образуют так называемый цветовой круг,посколь­ку замыкают участок между фиолетовым и красным цветами. С по­мощью цветового крута можно дать числовое выражение хроматических (спектральных и пурпурных) цветов. При этом предполагается, что в центре круга располагается источник белого цвета, а на пе­риферии - цвета с насыщенностью 100%. Длина волны указана по дли­не окружности. Таким образом, любой цвет может быть выражен че­рез длину волны и насыщенность. Например, для бледно-розового цвета длина волны 650 ммк и насыщенность 10%. Пурпурным цветам присваивается длина волны противолежащего цвета и отводится штрих сверху (например, 650' ммк).

Установлено, что некоторые пары цветов при оптическом сме­шении дают белый цвет. Такие цвета называются взаимно дополняю­щими и на цветовом круге находятся друг против друга. В природе существует бесчисленное количество пар дополняющих цветов, напри­мер: красный + голубой, синий + желтый и др. Пурпурные цвета по­лучают смешением красных и фиолетовых. При преобладании красного получаются малиновые тона, при преобладании фиолетового - сиреневые и вишневые.

Всякий цвет может быть получен путем смешения какого-либо хроматического цвета с белым, а белый, в свою очередь, является суммой двух хроматических цветов. Следовательно, любой цвет мож­но получить, смешивая три определенных цвета. Нужно только выб­рать такие цвета, чтобы два из них не дали третьего, например, сочетание красного, зеленого и синего цветов. Существует система описания цветов, основанная на этом факте. За основные цвета выб­раны красный (длина волны 700 ммк), зеленый (546 ммк) и синий (436 ммк). Для получения белого цвета нужно смешать основные цве­та, а именно: 1 лм (люмен) красного, 4,6 лм зеленого и 0,06 лм синего, поскольку "удельная сила" цветов различна. Изменяя соот­ношение этих трех компонентов, можно получить любой другой хро­матический цвет, который можно выразить цветовым уравнением, показывающим, в каких количествах нужно смешать основные цвета: C = x + y + z,

где x, y, z - относительное количество оcновных цветов, x + y + z = 1. Поскольку cумма компонентов всегда постоянна, то для описания цвета можно указывать только долю красного и зеленого цветов, а долю синего находить как недостающую до единицы: z = 1 – (x + y).

Графичеcки это наглядно выражается цветовой диаграммой, где для каждой точки цветной фигуры в виде неправильного круга в прямоугольных координатах даются значения X , У. Здесь же имеет­ся дополнительная сетка, дающая насыщенность и цветовой фон, что позволяет легко переходить от одной системы выражения цвета к другой.

 

4.2. Психофизиологическое воздействие цвета. Говоря о цвете, мы пользуемся определениями радостный, нежный, спокойный и так далее, подчеркивая характер его воздействия на человека. Сила такого воздействия очень велика. Цвет спосо­бен изменить настроение, вызвать ощущение бодрости или угнетения, стать причиной заболевания или средством профилактики заболева­ний.

Многочисленными наблюдениями физиологов установлено, что воздействие цвета не человека можно рассматривать в трех аспек­тах.

1. Цвета делятся на холодные, нейтральные и теплые. Холодные цве­та представлены синей частью спектра, теплые - красной. Такие ассоциации вызваны самой природой. Синий - это цвет льда, неба и моря, дающие прохладу. Красный цвет связан в нашем представле­нии с огнем, раскаленным металлом и солнцем. Зеленый цвет явля­ется нейтральным, это цвет растительного мира, для которого ха­рактерно спокойствие и уравновешенность.

2. Цвета делятся на спокойные, бодрящие, угнетающие. К первым от­носятся голубой и зеленый; цвета красной части спектра (оранже­вый, красный, пурпурно-красный) являются бодрящими и даже возбуж­дающими, синие и фиолетовые - беспокойными и угнетающими. Харак­тер такого восприятия цветов также связан с воздействием на че­ловека окружающей его природы: зеленая растительность и голубой цвет неба дают представление о тишине и спокойствии, а красный цвет огня и крови ассоциируется с опасностью.

3. Цвета делятся на легкие, тяжелые и нейтральные. Такое разделе­ние связано не с цветовым фоном, а с насыщенностью и светлотой. Легкими нам представляются светлые тона, темные цвета напоминают о тяжести.

Знание этих особенностей зрительного восприятия цветов по­могает правильно использовать их при оформлении промышленного оборудования и заводских интерьеров. Цвет может предупреждать об опасности, менять "температуру" в рабочем помещении, зрительно увеличивать пропорции и т.д.

Зрительное восприятие объектов зависит не только от их цве­та, но и от освещения, цветовых контрастов и некоторых особен­ностей человеческого зрения, в частности цветовых адаптаций, то есть привыкания к цвету. При слабом освещении глаз не различает цветов, поэтому при необходимости это компенсируется увеличением насыщенности цветов. Цветовые контрасты могут быть светлотные и хроматические, то есть по светлоте и цветовому тону. Например, контраст светло- и тёмнокрасного является светлотным, а контраст синего и красного - хроматическим.

 

4.3. Указания к цветовому решению промышленных изделий. От правильного цветового решения изделия зависит не только его эстетическая выразительность, но и функциональность. При вы­боре цвета учитывается назначение изделия, условия его эксплуатации, объёмно-пространственная структура. Можно назвать несколь­ко общих требований, которым должен удовлетворять цвет промыш­ленного изделия.

1. Цвет должен служить одним из средств распознавания сферы при­менения изделия, их эксплуатационной специфики. Особую роль окраска играет при выделении объектов, представляющих потенциаль­ную опасность для человека. Для предупредительной окраски (явная опасность, запрещено) используется красный и желто-оранжевый цвета. Таким цветом, например, окрашивают кожуха пил, строгальных ножей и др. Зеленый цвет применяется для обозначения безопасности, синий - для информации.

2. Цвет вместе с системой освещения должен обеспечить наиболее благоприятные условия для зрительной работы, облегчить ориентацию в органах управления и контроля, компенсировать вредные психофизиологические воздействия трудового процесса.

Для производственного оборудования необходимо применять цвета средней светлоты с незначительным контрастом между ними. Для умственной и сосредоточенной работы следует применять холодную гамму цветов, для чередующейся умственной и физической работы - теплые тона. Монотонная работа требует использования в поле зрения работающего ярких цветов и контрастных сочетаний.

Наиболее благоприятными являются цвета средней части спектра с насыщенностью от 12 до 55% и коэффициентом отражения от 15 до 65%. Эти оптимальные цвета должны занимать доминирующее место в окраске промышленного оборудования.

Для выделения обрабатываемой детали рекомендуется применять контрастный цвет.

При окраске органов управления наиболее важные органы нужно окрашивать в броские тона, обеспечивая одновременно общую гармонию цветового решения.

З. Цвет должен обеспечить простоту и цельность восприятия формы, облегчить изделие зрительно. Динамичность формы обычно подчеркивается характером окраски и выбором контрастных сочетаний. Масштабность изделия также может быть подчеркнута цветом - темные цвета утяжеляют конструкцию, легкие делают легче, поэтому с помощью окраски можно выделить несущие и несомые части. Кроме этого, цвета холодные и темные кажутся выступающими, а теплые и светлые отступающими.

Большое внимание нужно уделять фактуре поверхности. Красота цвета лучше всего проявляется на матовой поверхности и маскируется на глянцевой, так как блики искажают действительный цвет поверхности. Эффективно использование полуматовой поверхности, обладающей достоинствами как матовой, так и глянцевой поверхностей.

4. Цветовое деление изделия должно соответствовать его функциональному делению. Окраска станка не может производиться на основании отвлеченных понятий о красоте, она должна быть увязана с конструктивной основой. С помощью цвета можно подчеркнуть различное назначение отдельных узлов, дать расшифровку их назначения.

 

4.4. Цвет в интерьере. Общее цветовое решение интерьера строится с учётом всех названных выше особенностей цветового восприятия человека и композиционных задач. В производственном интерьере цвет должен повышать производительность труда и компенсировать вредные воздействия среды. Различают следующие группы элементов, требующие особенного использования цвета: строительные конструкции; детали и узлы рабочей зоны; внутрицеховой транспорт и грузоподъемные машины, коммуникации.

Рекомендации по цветовому решению интерьеров даны в строи­тельных нормах СН 181-61. Суть их сводится к следующему. Элемен­ты строительных конструкций занимают в цехе наибольшие поверх­ности и определяют характер цветовой гаммы. Основная функциональ­ная задача их окраски заключается в повышении освещенности за счет отраженного света. Поэтому рекомендуется использовать для них светлые малонасыщенные цвета с ограниченным количеством то­нов, хорошо сочетающихся между собой, а также с цветом оборудо­вания и выпускаемой продукции. Не следует использовать в цехах серый цвет, который долгое время считался наиболее приемлемым. Этот унылый цвет совершенно непрактичен, так как мешает соблю­дать чистоту, подавляюще действует на настроение людей, отчего неизбежно падает производительность труда. Потолок и верхнюю часть стен в помещениях следует окрашивать в белый цвет. Это де­лает помещение более светлым и просторным. За основной цвет стен и оборудования можно принять зеленый цвет различных оттенков, но не слишком темный. Этот цвет наиболее благоприятно воздействует на психику человека, но в целом нельзя ограничиваться белым и светло-зеленым цветами. Наряду с основным тоном, который опреде­ляет психологический настрой в цехе, необходима еще целая гамма цветов, как контрастных, так и нюансных, выбираемых с учетом конкретных условий. Нужно учитывать географическое положение предприятия, число солнечных дней в году, среднюю температуру в цехе и прочие факторы. В горячем цехе полезно использовать холод­ные цвета, в условиях Заполярья следует отдавать предпочтение теплым тонам.

Цвет способен подчеркивать массивность и надежность строи­тельных конструкций. Несущие элементы следует красить в темные тона, а перекрытия в более светлые - это будет создавать ощуще­ние легкости. Кроме того, следует учитывать способность темных тонов утяжелять и приближать объекты, а светлых - облегчать и отдалять их. Поэтому в длинном и узком помещении целесообразно боковые стены окрасить светлой краской, то есть зрительно рас­ширить пространство, а торцовую стену сделать более темной.

Элементы рабочей зоны окрашивают для снижения зрительного напряжения работающего. Рекомендуется использовать не более 4 цветов, из которых один должен быть главным. Если в цехе нес­колько технологических потоков, то основные цвета их лучше сделать различными.

Для транспортных средств характерно использование специаль­ной маркировочной окраски, назначение которой - снижение травма­тизма, облегчение технологического процесса и эксплуатации обо­рудования. Для этого используют яркие контрастные насыщенные цвета. Во избежание пестроты иногда нужно окрашивать лишь мини­мальную часть транспортного средства, достаточную для его опоз­навания.

При окраске коммуникаций особое внимание нужно уделять тру­бопроводам. Правильная окраска их способствует не только правиль­ному управлению технологическими процессами, но и большей безо­пасности труда, особенно на предприятиях химической и нефтегазо­вой промышленности. ЦНИИ промышленных зданий и сооружений разра­ботана система окраски трубопроводов. Суть ее в том, что все ве­щества, перекачиваемые по трубам, условно разделены на 10 основ­ных групп и за каждой группой закреплен определенный цвет, напри­мер: жидкости для пожаротушения - красный, вода - синий, кана­лизация - черный и т.д. Можно заметить, что выбор цветов прове­ден не случайно, а в соответствии с определенными ассоциациями. Кроме того, система предусматривает дополнительную маркировку с помощью цветных колец и буквенных обозначений, цель, которой подчеркнуть степень опасности вещества. Для особо опасных ве­ществ используются красные кольца, для ядовитых - желтые и оран­жевые, для нейтральных - зеленые. Надписи выполняются контраст­ным цветом. Окраска труб делается на ограниченном участке их дли­ны, в месте, наиболее удобном для обозрения.