Факторы, вызывающие эволюцию промышленных форм

Историческая связь техники с искусством

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА

План:

2.1. Историческая связь техники с искусством. Основными факторами, влияющими на характер взаимосвязи техники и искусства, во все времена были уровень развития производительных сил и форма собственности на средства производства.

В первобытном обществе техники, в сегодняшнем понимании, ещё не было, но уже были примитивные орудия производства, которыми человек очень дорожил и которые стремился сделать красивыми. Искусство и техника с самого начала разумной деятельности людей были взаимосвязаны. Гармония этой связи не омрачалась наличием классов и частной собственности.

С появлением классов наступило качественное изменение в отношениях между трудом и искусством. Художественное начало отделилось от утилитарного, и лишь очень немногие предметы труда приобрели настоящую художественную форму, стали, по сути, произведениями искусства. Этот период развития общества характеризуется широким распространением ремесленного производства, при котором каждое изделие несло на себе отпечаток вкусов изготовителя.

С развитием капитализма ремесленник был вытеснен из производств, его функции были переданы машине. Эстетическое начало в труде было фактически сведено к нулю, так как oнo не давало прибыли предпринимателю. Но с развитием техники и усилением конкуренции появились трудности со сбытом продукции, и это вынудило капиталистов заботиться о внешнем виде изделий. Началось декоративное украшательство изделий, использование различных орнаментов, что подчас скрывало конструктивные особенности предметов. Для выполнения этой работы чаще всего привлекались архитекторы, которые и внесли в машиностроение очень много архитектурных элементов (колонны, пилястры, надстройки и др.).

Со временем декоративный подход вступил в противоречие с экономическими показателями производства,так как приводил к повышению себестоимости продукциии затруднял массовое производство. В технике возникло противоречие между утилитарными эстетическим. Стремление разрешить это противоречие, и привело к созданию специальной науки, которую мы теперь называем технической эстетикой.

Художники и инженеры постепенно пришли к пониманию следующих важнейших принципов создания промышленных изделий:

А. Единство формы и содержания. Нужно, чтобы форма изделия раскрывала его сущность, назначение. Из этого понимания и развилась теория композиции.

Б. Адаптирование (приспособление) изделия к человеку. На заре капитализма промышленника вовсе не волновал вопрос, удобно ли человеку управлять машиной. Он беспокоился лишь о том, чтобы машина вырабатывала больше продукции. Однако развитие техники привело к тому, что конечный результат труда стал зависеть не только от машины, но и от человека, точнее от системы "человек - машина - среда". В этой системе человек иногда оказывался самым ущемлённым объектом. Все это способствовало появлению новой науки - эргономики.

2.2. Факторы, вызывающие эволюцию промышленных форм. Вопросы эволюции промышленных форм являются неотъемлемой частью истории техники. Для конструктора необходимо знание основных закономерностей изменения технических устройств, потому что оно помогает предвидеть будущее развитие техники, как в функциональном, так и в эстетическом планах. Изменение форм технических устройств происходило под воздействием ряда факторов, из которых главными являются так называемые производственные факторы: принцип действия (функция) машины; мощность, производительность; использованный материал и технология его обработки.

В ходе промышленной и научно-технической революций постоянно появляются новые принципы осуществления рабочих процессов, растут мощности машин и станков, появляются новые материалы и технологические процессы. Все это не может не отражаться на внешнем виде промышленных изделий.

Существует и другая группа факторов, властно диктующих свои права на форму. Это стиль и мода, выражающие духовный идеал общества.

Изменение функции и формы имеет свои особенности. Изменение принципа действия - это качественный скачок в технике. Форма же, как производная функции, остается некоторое время в отрыве от новой функции. Особенно ярко это проявилось на примере создания первого автомобиля. Изобретение двигателя внутреннего сгорания явилось рождением новой функции, но о новой форме тогда, естественно, никто не думал. В результате появилось то, что называли «автолошадью». Новейшее средство передвижения было облечено в форму примелькавшегося фаэтона[1]. Были даже предложения прятать двигатель в чучеле лошади.

Форма обладает большой инерцией и на первых порах лишь заимствует некоторые внешние признаки у аналогичных предметов. Теоретик дизайна Ю.С. Сомов остроумно заметил, что «автомобиль в первое время был коляской без лошади, электрические светильники копировали канделябры[2] без свеч, а изобретатель пишущей машинки, не найдя в прошлом аналогов, вдохновился образом клавесина[3]».

В пору изобретения паровой машины личным транспортом оставался конный, так как паровая машина годилась только для большихэкипажей, то есть удовлетворяла требованиям грузовых перевозок. Первые паровые омнибусы[4] не получили распространения из-за плохих дорог. В конце XIX века был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС), что постепенно привело к изменению формы транспортных средств. Совершенствование двигателя и трансмиссии[5] позволили увеличить скорость автомобиля, что повлекло за собой появление закрытого кузова, более надежных тормозов и т.д. Дальнейшее изменение автомобиля целиком связано с техническими изобретениями, каждое из которых оставило тот или иной след во внешнем облике автомобиля.

Закон перехода количественных изменений в качественные требует творческого подхода к форме. Например, возрастание мощности автомобиля вызывает увеличение скорости, а это требует дополнительного учета требований аэродинамики и безопасности движения. Следовательно, изменение технической характеристики неизбежно отражается на форме промышленного изделия, причем изменение формы носит, как правило, качественный характер. Особенно важно это учитывать при создании серии однотипных станков. Простое копирование элементов в масштабе, соответствующем увеличению мощности, не приведет к созданию эстетичной формы, так как действительные усилия в конструкции изменяются непропорционально мощности станка. Кроме того, размеры элементов, с которыми соприкасается человек, не зависят от технической характеристики станка.

Влияние материала и технологии его обработки на форму изделий можно показать на примерах из архитектуры. Лучшие здания древности строились на предельном использовании свойств основного материала - камня. Главный архитектурный ансамбль Афин - Парфенон имеет колонны вформе равнопрочных стержней с одинаковым запасом прочности во всех сечениях. Поскольку камень лучше всего работает на сжатие, то каменные элементы, как правило, вертикальные. Позднее появилась бронза, одинаково работающая на растяжение и сжатие, и из нее стали отливать сложные динамические скульптуры.

Первые машины изготовлялись на литых чугунных рамах и были тяжеловесными. С появлением стальных сплавов возникли и новые технологические приемы (сварка, штамповка), в результате чего резко изменился облик машин. За последние 80 лет прочность металлов повысилась примерно в 8-10 и более раз, что вызвано, в первую очередь, появлением алюминиевых сплавов, без которых невозможно представить сегодняшнюю авиацию. Дальнейший прогресс в металлургии и технологии металлов несомненно найдет свое отражение в принципиально новых конструкциях и формах машин.

Влияние стиля и моды на формообразование промышленных изделий носит более сложный характер. Стиль в технике следует понимать как совокупность творческих принципов выражения в форме художественных идеалов. В стиле косвенно отражаются наиболее характерные черты времени. Иногда стиль влияет на форму вещи и способствует появлению новых методов обработки материалов и новых конструкций. Особенно это заметно в архитектуре, а также при производстве товаров широкого потребления.

Если стиль является сравнительно устойчивой категорией, то мода гораздо более изменчива. Влияние моды на ряд отраслей промышленности огромно. В текстильной, обувной, радиопромышленности и других отраслях, производящих товары широкого потребления, изучение и прогнозирование спроса соответственно моде стало государственно-важным и экономически выгодным делом. В лесной и деревообрабатывающей промышленности влияние моды сказывается незначительно, за исключением мебельного производства, продукция которого находится в поле зрения очень широкого круга потребителей.

Взаимовлияние перечисленных факторов обусловило ряд тенденций в современном художественном конструировании. В формообразовании изделий машиностроения самой заметной чертой является стремление к лаконичной форме. Это вызвано стремлением оптимизировать отношения в системе "человек - машина - среда" и задачами унификации[6], стандартизации и агрегатирования, которые требуют геометрически четких сочленений деталей. В результате упрощается объёмно-пространственная структура.

К сожалению, часто формальное следование лаконизму приводит к тому, что "верхняя одежда" станков не отражает структуру механизмов. Появляются ненужные пустоты, увеличивается габариты, возрастает металлоемкость. Чтобы этого не произошло, нужно твердо придерживаться главных принципов формообразования, помнить, что сложность структуры станка не исключает его композиционной целостности, хотя и требует больших затрат труда инженеров и дизайнеров.

Другой важной тенденцией в станкостроении является отход от литых, в основном чугунных, станин в пользу сварных станин из стального проката. Технический прогресс в области электросварки и металлургии привел к тому, что станки стали значительно легче и приобрели более "жесткие" формы, поскольку закругления, столь характерные для литья, при электросварке является нетехнологичными.