ВВЕДЕНИЕ
Конструирования промышленных изделий
Лекция 6. Основы методики технико-художественного
Лекция 5. Основы эргономики
Лекция 4. Цвет в художественном конструировании
Лекция 3. Основы композиции
Лекция 2. История развития дизайна
Лекция 1. Эстетика в сфере материального производства
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПОДРАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
КУРС ЛЕКЦИЙ
(На основе конспекта лекций «Основы художественного конструирования» В.Н. Волынского)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1.1. Утилитарные и эстетические свойства предметов…………………….4
1.2. Требования технической эстетики к промышленным
изделиям и производственной среде....................................................................5
2.1. Историческая связь техники с искусством……………………………….5
2.2. Факторы, вызывающие эволюцию промышленных форм………………...6
3.1. Основные категории и законы композиции………………………………10
3.2. Основные свойства формы………………………………………………...12
3.3. Основные средства композиции…………………………………………...16
4.1. Физическая сущность цвета и его характеристики……………………..21
4.2, Психофизиологическое воздействие цвета……………………………….23
4.3, Указания к цветовому решению промышленных изделий………………..24
4.4. Цвет в интерьере…………………………………………………………...25
5.1. Сущность эргономики как науки…………………………………………...
5.2. Роль антропометрии в художественном конструировании…………….
5.3. Средства отображения информации (индикаторы)…………………….
5.4. Органы управления…………………………………………………………..
5.5. Принципы организации пультов управления и рабочих постов………….
6.1. Общие положения…………………………………………………………...
6.2. Анализ состояния вопроса и поставленной задачи……………………...
6.3. Разработка принципиальной схемы устройства…………………………
6.4. Проведение технологических исследований………………………………
6.5. Этапы конструкторской проработки…………………………………...
Список использованной литературы………………………………………...
Внедрение художественного начала стало характерной особенностью развития современной техники. Кроме естественной тяги людей к прекрасному, существует и другая причина повышенного внимания к оформлению изделий промышленности. Развитие международных отношений и рост промышленного потенциала нашей страны привели к росту экспорта промышленной продукции. Это, в свою очередь, обострило проблему конкурентной способности наших товаров по сравнению с товарами других стран и потребовало внимательного изучения зарубежного опыта художественного конструирования и организации соответствующей работы в нашей стране. Теория и практика художественного конструирования убедительно показали, что эстетизация производственной среды является мощным фактором роста производительности труда, способствует повышению эффективности производства в целях всемерного улучшения материального и культурного уровня жизни людей.
Ещё в 1962 г. Совет Министров СССР издал постановление "Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования". После этого был издан приказ Минвуза СССР, согласно которому будущие инженеры любого профиля должны изучать основы технической эстетики.
Курс "Основы художественного конструирования промышленных изделий" способствует пониманию студентами роли художника-конструктора в промышленности, знанию методов его работы и стремлению придать промышленным изделиям эстетические качества. Теоретической базой этой дисциплины является техническая эстетика, которую можно определить как науку о законах художественного творчества в сфере материального производства. Основными разделами ее являются:
1. Эргономика - наука о психофизиологических возможностях человека в трудовых процессах.
2. Композиция - наука об образовании эстетических форм предметов. Существенной частью композиции является цветоведение, рассматривающее роль цвета в художественном конструировании.
Художественное конструирование есть метод реализации в промышленности основных положений технической эстетики. Техническая эстетика как часть эстетики, науки о прекрасном, базируется на основных положениях философии, в частности, на понятиях формы и содержания, базиса и надстройки, законах диалектики и т.п. Художественное конструирование является неразрывной частью общего процесса создания нового промышленного изделия. Задача художника-конструктора, или дизайнера (англ. desiqner), не в том, чтобы заняться украшательством изделия после того, как оно создано. Для создания промышленного изделия, отвечающего всем современным требованиям и находящегося на уровне лучших мировых образцов, требуется участие художника-конструктора, начиная с самых первых шагов проектирования. При этом обязательно необходимо говорить о едином процессе технико-художественного конструирования, предполагающем совместную работу инженера и дизайнера. Их взаимопонимание во многом зависит от того, насколько хорошо инженер-конструктор понимает основные законы технической эстетики и методы художественного конструирования.
Отличительная особенность художественного конструирования заключается в том, что оно является органической частью общей технической политики нашей страны, направленной на улучшение благосостояния всего народа, на удовлетворение его материальных и духовных запросов.
Основным координирующим органом в области технической эстетики в Советскую эпоху являлся ВНИИТЭ. В области промышленных интерьеров работал ЦНИИ промышленных зданий Госстроя СССР. Вопросы освещения промышленных зданий и разработки световых режимов решались в НИИ строительной физики. Мероприятия по культуре и организации производства разрабатывались в Государственном институте "Оргстанкинпром".
Кроме этих организаций существовали филиалы ВНИИТЭ в Москве, С.-Петербурге, а также художественно-промышленные училища в Москве (бывшее Строгоновское) и в Ленинграде, ныне в С.-Петербурге (им. Мухиной), которые готовили кадры художников-конструкторов для промышленности. Советский Союз, следовательно, ВНИИТЭ являлся членом ИКСИД – международной организации дизайнеров, существовавшей с 1957 года.
Из-за отсутствия информации о функционировании вышеназванных организаций в области художественного конструирования и технической эстетики в настоящее время, мы привели факты их существования в советскую эпоху. Следует отметить, что с распадом СССР расформировались или переименовались многие организации. Такие перемены, безусловно, охватили и рассматриваемую нами сферу. Например, все учебные заведения в наши дни имеют новые названия, существенно отличающиеся от прежних названий.