ВВЕДЕНИЕ

Конструирования промышленных изделий

Лекция 6. Основы методики технико-художественного

Лекция 5. Основы эргономики

Лекция 4. Цвет в художественном конструировании

Лекция 3. Основы композиции

Лекция 2. История развития дизайна

Лекция 1. Эстетика в сфере материального производства

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

ПОДРАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

(На основе конспекта лекций «Основы художественного конструирования» В.Н. Волынского)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1.1. Утилитарные и эстетические свойства предметов…………………….4

1.2. Требования технической эстетики к промышленным

изделиям и производственной среде....................................................................5

2.1. Историческая связь техники с искусством……………………………….5

2.2. Факторы, вызывающие эволюцию промышленных форм………………...6

3.1. Основные категории и законы композиции………………………………10

3.2. Основные свойства формы………………………………………………...12

3.3. Основные средства композиции…………………………………………...16

4.1. Физическая сущность цвета и его характеристики……………………..21

4.2, Психофизиологическое воздействие цвета……………………………….23

4.3, Указания к цветовому решению промышленных изделий………………..24

4.4. Цвет в интерьере…………………………………………………………...25

5.1. Сущность эргономики как науки…………………………………………...

5.2. Роль антропометрии в художественном конструировании…………….

5.3. Средства отображения информации (индикаторы)…………………….

5.4. Органы управления…………………………………………………………..

5.5. Принципы организации пультов управления и рабочих постов………….

 

6.1. Общие положения…………………………………………………………...

6.2. Анализ состояния вопроса и поставленной задачи……………………...

6.3. Разработка принципиальной схемы устройства…………………………

6.4. Проведение технологических исследований………………………………

6.5. Этапы конструкторской проработки…………………………………...

 

Список использованной литературы………………………………………...


 

Внедрение художественного начала стало характерной особен­ностью развития современной техники. Кроме естественной тяги лю­дей к прекрасному, существует и другая причина повышенного внима­ния к оформлению изделий промышленности. Развитие международных отношений и рост промышленного потенциала нашей страны привели к росту экспорта промышленной продукции. Это, в свою очередь, обострило проблему конкурентной способности наших товаров по сравнению с товарами других стран и потребовало внима­тельного изучения зарубежного опыта художественного конструирования и организации соответствующей работы в нашей стране. Теория и практика художественного конструирования убедительно показали, что эстетизация производственной среды является мощным фактором роста производительности труда, способствует повышению эффектив­ности производства в целях всемерного улучшения материального и культурного уровня жизни людей.

Ещё в 1962 г. Совет Министров СССР издал постановление "Об улуч­шении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бы­тового назначения путем внедрения методов художественного конст­руирования". После этого был издан приказ Минвуза СССР, согласно которому будущие инженеры любого профиля должны изучать основы технической эстетики.

Курс "Основы художественного конструирования промышленных изделий" способствует пониманию студентами роли художника-конст­руктора в промышленности, знанию методов его работы и стремлению придать промышленным изделиям эстетические качества. Теоретичес­кой базой этой дисциплины является техническая эстетика, которую можно определить как науку о законах художественного творчества в сфере материального производства. Основными разделами ее являются:

1. Эргономика - наука о психофизиологических возможностях чело­века в трудовых процессах.

2. Композиция - наука об образовании эстетических форм предметов. Существенной частью композиции является цветоведение, рассматривающее роль цвета в художественном конструировании.

Художественное конструирование есть метод реализации в промышленности основных положений технической эстетики. Техническая эстетика как часть эстетики, науки о прекрасном, ба­зируется на основных положениях философии, в частности, на понятиях формы и содержания, базиса и надстрой­ки, законах диалектики и т.п. Художественное конструирование является неразрывной частью общего процесса создания нового про­мышленного изделия. Задача художника-конструктора, или дизайне­ра (англ. desiqner), не в том, чтобы заняться украшательством из­делия после того, как оно создано. Для создания промышленного изделия, отвечающего всем современным требованиям и находящегося на уровне лучших мировых образцов, требуется учас­тие художника-конструктора, начиная с самых первых шагов проек­тирования. При этом обязательно необходимо говорить о едином процессе техни­ко-художественного конструирования, предполагающем совмест­ную работу инженера и дизайнера. Их взаимопонимание во многом зависит от того, насколько хорошо инженер-конструктор понимает основные законы технической эстетики и методы художественного конструирования.

Отличительная особенность художественного конструирования заключается в том, что оно является органической частью общей технической политики нашей страны, направленной на улучшение благосос­тояния всего народа, на удовлетворение его материальных и духов­ных запросов.

Основным координирующим органом в области технической эсте­тики в Советскую эпоху являлся ВНИИТЭ. В области промышленных интерьеров работал ЦНИИ промышленных зданий Госстроя СССР. Вопросы освещения про­мышленных зданий и разработки световых режимов решались в НИИ строительной физики. Мероприятия по культуре и организации про­изводства разрабатывались в Государственном институте "Оргстанкинпром".

Кроме этих организаций существовали филиалы ВНИИТЭ в Москве, С.-Петербурге, а также художественно-промышленные училища в Москве (бывшее Строгоновское) и в Ленинграде, ныне в С.-Петербурге (им. Мухиной), которые готовили кадры художников-конструкторов для промышленности. Советский Союз, следовательно, ВНИИТЭ являлся членом ИКСИД – международной организации дизайнеров, существовавшей с 1957 года.

Из-за отсутствия информации о функционировании вышеназванных организаций в области художественного конструирования и технической эстетики в настоящее время, мы привели факты их существования в советскую эпоху. Следует отметить, что с распадом СССР расформировались или переименовались многие организации. Такие перемены, безусловно, охватили и рассматриваемую нами сферу. Например, все учебные заведения в наши дни имеют новые названия, существенно отличающиеся от прежних названий.