Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?
2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?
3. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?
4. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?
5. Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?
6. Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?
7. Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?
8. Какие изменения произошли в культуре потребления? Что нового появилось в этой сфере?
9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и искусстве России в конце XX — начале XXI в.?
10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику развития конфессий. Составьте сравнительную таблицу.
12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.
13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализацией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из новых направлений искусства в этот период.
15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).
16. Определите проблемы молодежи в современной России и пути их решения.
В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплощающему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Однако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.
17. Сделайте презентацию, напишите сочинение, творческую работу, используя для сравнения свидетельства людей старшего поколения, по следующим темам:
«Духовные ценности современной России»; «Молодежные субкультуры в современной России»; «Перемены в повседневной жизни в вашем городе (селе)».