Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?

2. Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?

3. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

4. Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

5. Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?

6. Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?

7. Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

8. Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?

9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и ис­кусстве России в конце XX — начале XXI в.?

10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информа­цию в виде диаграммы.

11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику разви­тия конфессий. Составьте сравнительную таблицу.

12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализа­цией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об од­ном из новых направлений искусства в этот период.

15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биогра­фический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).

16. Определите проблемы молодежи в современной России и пу­ти их решения.

В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплоща­ющему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Од­нако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.

17. Сделайте презентацию, напишите сочинение, творческую ра­боту, используя для сравнения свидетельства людей старшего поколе­ния, по следующим темам:

«Духовные ценности современной России»; «Молодежные суб­культуры в современной России»; «Перемены в повседневной жизни в вашем городе (селе)».