Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии
Коммерциализация искусства и массовая культура
Массовая культура в первые постперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы. Лидерами книжных продаж стали переводные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Символы западного образа жизни — рестораны быстрого питания «Макдоналдс», западные торговые марки и фирменная реклама стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов.
Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужской аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).
Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробованные в производстве мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»).
«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты.
Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.
В кино использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.
В культурной жизни страны выделились коллективы-лидеры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осуществивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской (все оперы С.С. Прокофьева) и мировой классики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера). Театр обратился к наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балеты Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал известных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличают динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю.
Российский национальный оркестр (РНО) — первый негосударственный оркестр, созданный под руководством выдающегося пианиста М.В. Плетнева, стал одним из ведущих музыкальных коллективов страны. РНО — признанный исполнитель музыки Чайковского и относительно редко звучащих произведений классического репертуара. Ежегодные гастрольные туры оркестра по волжским городам поддерживают великие просветительские традиции отечественного классического искусства.
Сам опыт жизни современного человека становился объектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством, вовлекая в активное взаимодействие зрителей. Актуальное искусство обживало новые выставочные помещения — переоборудованные объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мосты-переходы), неиспользуемые заводские цеха и склады.
Полем художественного творчества становились природная среда (ленд-арт) и улица. В привычный элемент городской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники).
Общественные настроения определили тональность современного литературного творчества. Оно ориентировалось на постмодернистскую интерпретацию современной действительности.
Постмодернизм на Западе еще в 70-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России первые написанные в 70-е гг. в этом ключе произведения стали своего рода вызовом идеологизировнным ценностям (С.Д. Довлатов, В.В.Ерофеев), жизнь их героев протекала вне социального контекста. В 90-е гг. характерная для постмодернизма ирония и пересмотр классических канонов любого жанра во многом отразили процессы деидеологизации общественного сознания. Писатели обращались к своей аудитории, готовой поддержать авторскую форму самовыражения своим участием в игре намеков, отсылок и цитат, разных временных и пространственных измерениях жизни героев («Чапаев и Пустота» В.О. Пелевина). Читателю предлагалось осмысливать историю места и времени как текст («Message: Чусовая» А.Д. Иванова), современность как игру смыслов. Широкое признание получила историческая фантастика (Б. Акунин), книги в жанре литературной биографии («Пастернак» Д.Л. Быкова).
Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро стали расширяться каналы оперативного получения информации и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществлении проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периодические издания, электронные библиотеки и образовательные порталы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек. Хотя это пока меньше, чем в ведущих европейских странах, но отличительной особенностью современной российской ситуации является бурный рост числа пользователей Сети. В 2007 г. завершено подключение к Интернету за счет государственного финансирования всех школьных учебных заведений страны.
Расширение информационного пространства открывало новые возможности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для контактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие отечественные разработки были приостановлены.
В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку постепенно стали расти. Появились масштабные проекты и научные разработки в медицине, в сфере нанотехнологий. Большее внимание стало уделяться развитию университетской науки и внедрению новых достижений научной мысли в образовательный процесс, в подготовку специалистов для значимых для отечественной экономики производств. Важнейшим приоритетом является развитие инновационных отраслей и технологий.
Повседневная жизнь отражает эти стремительные перемены. Появляются разнообразные возможности для выбора профессии, образования, сферы досуга. Развивается зарубежный и российский туризм. Рынок потребительских товаров вырос до непредставимых еще в предыдущее десятилетие масштабов.
В городах и в пригородной местности развернулось бурное строительство. Меняется облик городов, появились пешеходные зоны, досуговые центры. Быстрыми темпами продолжает расти автопарк, многие семьи в результате повышения уровня доходов смогли приобрести в личное пользование автомобиль.
Правда, эти перемены порой негативно сказываются на состоянии окружающей среды и культурного ландшафта. Проблема «экологии культуры», сохранения и поддержания благоприятной культурной и социальной среды обитания людей приобретает в наше время самое актуальное звучание.