Место России на международной арене

Российско-китайские отношения

Плодотворно развивается сотрудничество России с Кита­ем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Ки­тайской Народной Республикой (так называемый «Большой до­говор»). Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной цело­стности обеих стран. В договоре за­фиксировано также отсутствие взаим­ных территориальных претензий. По результатам визита В.В. Путина в Китай в 2004 г. были подписаны сог­лашения о восточной части государ­ственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский непо­далеку от Хабаровска, а граница между Россией и Китаем была проведена по фарватеру реки Амур. Это окончательно урегулировало пограничные вопросы между двумя странами. Россия также добилась от Китая согла­сия на вступление нашей страны в ВТО.

Сотрудничество с Китаем развивается активно также в рамках ШОС, объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Кирги­зию, Таджикистан и Узбекистан. Организация была создана 15 июня 2001 г. на базе неформального клуба лидеров России и азиатских стран «Шанхайская пятерка». ШОС наиболее дина­мично развивающаяся на постсоветском пространстве организа­ция. В настоящее время в организации состоят четыре наблюда­теля — Индия, Иран, Монголия и Пакистан, работает контакт­ная группа ШОС — Афганистан, налажены отношения сотруд­ничества с ООН, СНГ, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом. Организация высту­пает с самостоятельных позиций, отстаивая интересы стран-чле­нов. Летом 2005 г. после вмешательства США во внутриполити­ческие дела Узбекистана и Киргизии организация выступила с требованием к США определиться со сроками вывода военных баз с территорий этих государств. В подтверждение серьезных намерений организации в 2007 г. прошли первые военные уче­ния стран — членов ШОС.

«Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. Энергетические ресурсы конечны, в то время как потребности человечества в энергии возрастают. Поэтому вопросы доступа к энергоресурсам приобретают все большее значение. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивала свое право строить энергетическую политику в соот­ветствии со своими национальными интересами, которые подра­зумевают и учет интересов других сторон через установление отношений сотрудничества и взаимозависимости. Не случайно обеспечение международной энергетической безопасности по инициативе Президента России стало главной темой саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г.

Россия является серьезным партнером на международной арене, который открыто декларирует свои национальные инте­ресы и стремится их отстаивать. Свидетельство этому — предсе­дательство в 2006 г. нашей страны в «Большой восьмерке» (со­общество наиболее развитых стран мира, в которое входят Рос­сия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Ка­нада, Италия). В 2007 г. очевидным признанием достижений России как в развитии экономики, обеспечении политической стабильности, так и на внешнеполитическом пространстве стала победа российского города Сочи в борьбе за право проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. Это решение было принято

Россия вернулась на мировую арену. «Момент однополярности» мира завершен. Мир стал многополярным.