Национальные проекты и структурные преобразования в экономике

5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на сов­местном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проек­тов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют до­биться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России... Сегодня хотел бы особо остановиться на практи­ческих шагах в реализации приоритетных национальных проек­тов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».

На основе этих положений были разработаны четыре при­оритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное об­разование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из про­ектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административ­ных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.

В каждой из проблем выделены ключевые точки прило­жения усилий. В проекте «Здоровье» это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строитель­ства новых медицинских центров высоких технологий). В про­екте «Качественное образование» — поощрение лучших учите­лей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновацион­ные программы, информатизация школ и развитие материаль­ной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.

В 2007 г. на нацпроекты было выделено 230 млрд. рублей. Из них 108 млрд. рублей пошло на приоритетный национальный проект «Здоровье», 48,9 млрд. рублей — на развитие образования, 22,2 млрд. рублей — на проект «Развитие АПК» и 50,9 млрд. руб­лей — на проект «Доступное и комфортное жилье». Расходы фе­дерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,3 раза, а к 2010 г. увеличатся в 1,4 раза. Существенный рост расходов запланирован и на другие приоритетные национальные проекты.

Особого внимания заслуживает проект «Доступное и комфортное жилье». Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить купить квартиру. Государство, обеспечивая сбалансированное стимули­рование спроса и предложения на жи­лищном рынке, поддерживая строи­тельство нового жилья рыночными ме­ханизмами, рассчитывает уже в тече­ние ближайших 5 лет переломить ситуацию. Предполагается, что к 2010 г. объемы жилищного строительства уве­личатся, как минимум, на 26,6%, оче­редь на улучшение жилищных условий сократится до 7 лет, а ставки по ипо­течным кредитам уменьшатся до 8% годовых.

Для эффективной работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) создается специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделяется 100 млрд. рублей, а на ремонт жилищного фонда — не менее 150 млрд. рублей. 100 млрд. рублей будет направлено на строительство дорог и развитие дорожной сети.

План по ежегодному вводу жилья к 2010 г. увеличен до 100—130 млн. м2 в год. К 2010 г. будет выполнена задача по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, а к концу 2012 г. — полностью сформирован фонд служебного жилья. Также на декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. для военных запланированы два 15-процентных повыше­ния должностных окладов и окладов по воинским званиям. В результате реализации федеральной целевой программы Воору­женные силы на две трети станут контрактно-профессиональны­ми. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Начата реализация новой Государственной програм­мы вооружений на 2007—2015 гг. Большая часть расходов пой­дет на серийные закупки нового вооружения и военной техники.

Очевидно, что экономические успехи позволили ставить перед государством задачи по дальнейшему социальному разви­тию и инфраструктурной модернизации. Так, серьезно возросли затраты на пенсии. Государство будет стимулировать и добро­вольные пенсионные накопления. Для этого создается Фонд на­ционального благосостояния. Предполагается, что в нем будут аккумулироваться доходы от нефтегазового сектора для покры­тия дефицита Пенсионного фонда и для софинансирования пен­сионных накоплений в пропорции 1:1. Что касается Инвести­ционного фонда, то он запланирован в размере 110 млрд. рублей в 2007 г. и 89 млрд. рублей в 2008 г.

К 2008 г. расходы на неправительственные организации будут увели­чены в 2,5 раза. Сейчас на них уходит порядка 500 млн. рублей. Таким обра­зом, в 2007 г. государственная поддержка общественных организаций обой­дется бюджету в 1250 млн. рублей. На развитие местного самоуправления в 2007 г. выделено 153 млрд. рублей, а в 2008 г. предполагается выделить 200 млрд. рублей.

Улучшение положения в экономике позволило подойти и к решению демографической проблемы. Еще в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин заяв­лял, что ситуация в сфере демографии неприемлема. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости. Новые инициативы в этом направлении были оглашены в Послании Президента в 2006 г. В настоящее время усилия государства сконцентрирова­ны на трех направлениях улучшения демографии: уменьшении смертности, разумной миграционной политике и увеличении рождаемости. С 1 января 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если ребенок первый, сумма составила 1,5 тыс. рублей в месяц, если второй — 3 тыс. рублей. Работающие женщины стали получать пособие в размере 40% от прежнего заработка. 250 тыс. рублей составил так называемый «материнский капи­тал» за рождение второго ребенка. Еще одно направление в данной сфере — программа по развитию специализированных перинатальных центров.

Развитие национальных проектов и крупномасштабные структурные инвестиции стали возможными благодаря благо­приятной экономической конъюнктуре. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалют­ные резервы Центробанка превысили в 2007 г. 400 млрд. долларов и еженедель­но увеличивались на несколько милли­ардов. В Стабилизационном фонде, кото­рый был создан 1 января 2004 г. за счет сверхдоходов от цен на нефть, удалось накопить в 2007 г. более 120 млрд. дол­ларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возмож­ной неблагоприятной внешнеэкономи­ческой конъюнктурой. Быстрыми тем­пами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 г. составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 г. 1/5 часть).

Свидетельством стабильности развития российской эконо­мики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному плани­рованию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на 2008 — 2010 гг. Доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн. рублей в 2008 г. до 8,08 трлн. рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП за­планированы на уровне 6% в год. Инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 — 6% к 2010 г.

Вместе с тем в экономике остается много проблем. Так, высокой (порядка 10%) является инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля при­вело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособнос­ти товаров российского производства. В некоторых отраслях бы­ла отмечена стагнация, сменившая рост 2000—2005 гг.

Общая цель политики Президента состоит в формирова­нии в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».

Суверенную демократию в России определяют как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исклю­чительно российской нацией во всем ее многообразии и целост­ности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Суверенная демократия — политический режим, отвеча­ющий следующим восьми условиям:

1. Контроль за решениями государства Конституция воз­лагает на выборных официальных лиц.

2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое при­нуждение.

3. Практически все взрослое население имеет право выби­рать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население имеет право пре­тендовать на выборные должности.

5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опа­саясь преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право получать информацию из аль­тернативных источников. Альтернативные источники информа­ции находятся под защитой закона.

7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциа­ции и организации, включая политические партии.

8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложе­ние, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т.е. является в полном смысле слова государством. Оно контролиру­ет национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.

Сегодня в мире существуют 192 государства — члена ООН. Номинально все эти 192 страны — суверенные государ­ства. Однако суверенитет страны — это не только международ­но признанная независимость, флаг, герб, гимн и посольства по всему миру. Это прежде всего действительная способность стра­ны проводить независимую политику. На деле большинство су­ществующих сегодня стран сознательно делегировали часть сво­его суверенитета международным структурам или другим госу­дарствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды. Реальный суверенитет означает способ­ность государства на деле (а не на словах) самостоятельно про­водить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику.

Чтобы быть самостоятельной во внешней и оборонной политике, страна должна быть, помимо всего прочего, в состоянии само­стоятельно разрабатывать и производить вооружение для своей армии. Для этого нужен широкий спектр национальной науко­емкой промышленности, которая, в свою очередь, должна бази­роваться на фундаментальной науке. Поэтому реальным сувере­нитетом обладает сравнительно небольшое число стран.

Россия уже в силу размеров своей территории и протя­женности границ никому не может делегировать поддержание своей безопасности. Реальный суверенитет является для России геополитической необходимостью.