Реформа управления

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эф­фективно действовать в кризисных ситуациях. Президент Рос­сии выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Обществен­ной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали закона­ми. По новому закону региональные законодательные собра­ния по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за не­надлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губерна­тору вправе выразить и Законодательное собрание. Таким об­разом, Президент взял на себя ответственность за работу гу­бернаторов.

Анализ данных опросов общественного мнения показывал, что оцен­ки деятельности главы региона и Президента взаимосвязаны, т.е. населе­ние, несмотря на выборность губернаторов, возлагало на Центр ответствен­ность за деятельность региональной власти. Теперь эту ответственность Президент несет не только фактически, но и официально.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одноман­датным округам. Основная цель перехода к сугубо партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партий­ной системы в стране. На формирование крупных общенацио­нальных партий были направлены и другие меры, осуществлен­ные по инициативе Президента или его политических союзни­ков в парламенте, в частности отмена в избирательных бюлле­тенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и го­сударством, создают механизм обеспечения ответственности власти, выступают в качестве механизма обеспечения нацио­нального единства страны.

Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных авто­номных округов к областям и краям. В 2003—2005 гг. происхо­дил процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонни­ков укрупнения завершились референдумы по объединению Тай­мырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автоном­ного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

На 2004—2005 гг. пришелся первый этап администра­тивной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла но­вая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Федеральным законом от 4 июля 2004 г. был установлен закрытый перечень полномочий регионов. Тем самым снизи­лись риски нецелевого использования средств регионального бюджета. Параллельно федеральный Центр стремился к сниже­нию числа льгот населения с заменой их на деньги с целью приведения в соответствие с рыночными реалиями существую­щей социальной системы. С января 2005 г. вступил в силу за­кон о замене льгот денежными компенсациями. Из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введе­нию он вызвал существенное недовольство, прежде всего пенси­онеров. Правительству пришлось значительно увеличить выде­ляемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе.

Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современ­ной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Меж­дународную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г. и предусматривающую полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об уста­новлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия и т.д.