Реформа управления
Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и Законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.
Анализ данных опросов общественного мнения показывал, что оценки деятельности главы региона и Президента взаимосвязаны, т.е. население, несмотря на выборность губернаторов, возлагало на Центр ответственность за деятельность региональной власти. Теперь эту ответственность Президент несет не только фактически, но и официально.
Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основная цель перехода к сугубо партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. На формирование крупных общенациональных партий были направлены и другие меры, осуществленные по инициативе Президента или его политических союзников в парламенте, в частности отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством, создают механизм обеспечения ответственности власти, выступают в качестве механизма обеспечения национального единства страны.
Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.
Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В 2003—2005 гг. происходил процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.
На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Федеральным законом от 4 июля 2004 г. был установлен закрытый перечень полномочий регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот населения с заменой их на деньги с целью приведения в соответствие с рыночными реалиями существующей социальной системы. С января 2005 г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. Из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство, прежде всего пенсионеров. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе.
Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г. и предусматривающую полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия и т.д.