Новая структура власти

Из статьи председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня

Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными го­сударствами — бывшими союзными республиками — переход на рас­четы по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

18. Изучите данные об основных видах продуктов питания населе­ния в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статисти­ку о положении основных слоев российского общества. Учитывайте раз­личные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Ка­ким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для пре­дотвращения подобной ситуации?

Мясо —81% Овощи— 84%
Молоко — 56% Рыба — 56%

 

19. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, проведите обсуждение социальной и политической роли частной собственности в России. Проследите путь становления и сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Рыночная экономика — это экономика, основанная на частной собственности... Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физи­ческой возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения... Ничьи взгля­ды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.

VIII. 13. Обновление федерального устройства России.

Силовая развязка конфликта между Президентом и пар­ламентом определила путь дальнейшего развития России. В ис­тории разных стран много раз, начиная с О. Кромвеля, главы исполнительной власти разгоняли парламенты. Обычным исхо­дом таких событий становились диктатуры, защищающие побе­дителей от мести побежденных. Но для России путь диктатуры был закрыт — для ее установления не было ресурсов. Армия во время кризиса 21 сентября — 4 октября 1993 г. хотя и сохрани­ла лояльность Президенту, но держалась пассивно и в делом ос­тавалась в стороне. Поэтому военная диктатура в России была невозможна. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б.Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение про­тивилось партийным формам. Был и еще один очень важный фактор, препятствовавший установлению диктатуры: российс­кая власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.

Таким образом, Ельцин должен был создать демократию, при которой исключался бы приход к власти непримиримой ком­мунистической оппозиции. Юридические основы нового полити­ческого режима заложила новая Конституция. По этой Консти­туции, законодательную власть осуществлял парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. В нижнюю палату — Государственную Думу входили депутаты, избирае­мые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации входили представители органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Председатель правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Для получения согласия Президент вно­сил в палату кандидатуру на пост главы правительства. Если Дума трижды отклоняла предложенных кандидатов, Президент распускал палату и назначал новые выборы. Президент имел право отправить правительство в отставку. Государственная Дума имела право выразить недоверие правительству. В случае повтор­ного выражения недоверия в течение трех месяцев Президент должен был либо отправить в отставку правительство, либо рас­пустить Думу и назначить новые выборы. Таким образом, новая Конституция исключала конфликт законодательной и исполни­тельной власти, подобный конфликту 1992—1993 гг. При этом Президент получал значительный перевес над парламентом.

Ключевую роль в системе государственной власти отны­не играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государ­ства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод че­ловека и гражданина, определял основные направления внут­ренней и внешней политики государства, издавал указы и рас­поряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным Главнокомандую­щим российскими Вооруженными силами, Президент становил­ся руководителем всех силовых ведомств. Единственное сущест­венное ограничение, установленное Конституцией для Прези­дента, — невозможность одному человеку занимать президент­ский пост больше двух сроков подряд.