Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Что такое гласность? В чем сходство и различие «оттепели» и гласности?

2. Как связана политика гласности и сокращение численности КПСС во второй половине 80-х гг.?

3. Какие новые темы стали активно обсуждаться в СМИ в период гласности? Почему эти темы не поднимались раньше? Как их широкое и гласное обсуждение отразилось на умонастроениях населения СССР?

4. Вторая половина 80-х гг. — пик интереса к публицистике в СССР. Почему в дальнейшем интерес населения к публицистике начал падать? Возможно ли было сохранять его длительное время на столь высоком уровне? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Обычно заседания законодательных органов интересуют весьма небольшую часть населения, однако в 1989—1990 гг. прямые трансляции заседаний Съездов народных депутатов СССР смотрела, без преувеличения, вся страна. Почему?

6. Какие изменения в период гласности произошли в развитии киноискусства?

7. Как вы считаете, нужно ли было проводить политику гласнос­ти в тех исторических условиях? Были ли альтернативы этой полити­ке? Свою точку зрения обоснуйте.

8. Каким образом изменились отношения между государством и церковью в данный период?

9. Какие отношения с властью установились у традиционных ре­лигиозных конфессий в этот период? Определите положительные и отрицательные (для конфессий) результаты таких отношений. Составь­те сравнительную таблицу.

10. Какие отрасли российской промышленности стали развивать­ся благодаря росту объемов информации на бумажных и электронных носителях? Дефицит каких специалистов можно было прогнозировать? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

11. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую структуру новостей в СССР в 80—90-е гг. и современную структуру но­востных выпусков (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

12. Соберите и оформите в виде реферата информацию об од­ном из новых направлений искусства в этот период. С чем связано его возникновение? Составьте тезисы для доклада.

13. Составьте аннотацию к книге автора, описывающего этот период.

14. Соберите информацию и напишите авторский текст «Духов­ная жизнь общества в период перестройки», используя предложенные термины: гласность, религиозное возрождение, ностальгия, постмо­дернизм, публицистика (не более 500 слов).

15. Определите положительные и отрицательные изменения, ко­торые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

16. Найдите примеры, иллюстрирующие активное проникновение на советское пространство из-за рубежа новых идей и образов в рас­сматриваемый период. Составьте перечень этих образов и идей. Вы­явите их общие характеристики.

17. Определите перечень проблем, интересовавших людей в на­званный период.

Из беседы с главным редактором журнала «Знамя» В.Я. Лакшиным

...Уже первая половина года принесла заметные плоды в лите­ратуре и, следовательно, в общественном сознании, потому что книги, о которых мы говорим, так или иначе связаны с процессами, происхо­дящими в народной жизни. Это, конечно, и суд, суд суровый и начис­тоту, над некоторыми этапами нашего прошлого. Это и попытка выяс­нить, какие общественные силы являются ведущими в процессах жиз­ни в последнее время.

18. О каких существенных изменениях в жизни общества свиде­тельствует данный документ? Приведите статистику.