Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг.? С чем связаны эти перемены?
2. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. ряд известных деятелей культуры покинули СССР?
3. Какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граждан? Что включало в себя это понятие?
4. Каково было отношение общества к насаждаемой идеологии?
В чем проявлялось это отношение?
5. Можно ли говорить об особом общественном призвании литературы в этот период? В чем оно заключалось?
6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?
7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культурой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?
8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?
9. Какие профессии пользовались популярностью в эти годы и почему?
10. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую структуру телевещания в СССР в 70-80-е гг. и современную структуру российского телевещания, не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.
11. Используя дополнительные источники информации, проведите исследование и напишите работу о диссидентском движении в СССР в 60-х — начале 80-х гг. В чем причины этого движения? Чем были недовольны диссиденты? Каковы были их цели? Какие течения существовали в диссидентском движении? Каковы были последствия деятельности диссидентов?
12. Составьте аннотацию к книге автора, произведения которого были запрещены в этот период.
13. Проведите поиск и исследование важной проблемы в культуре и науке этой эпохи, не рассмотренной в данном параграфе. Составьте тезисы устного доклада.
14. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих эту эпоху.
15. Найдите данные о расходах СССР на образование и науку в этот период. Сопоставьте их с данными об аналогичных расходах США, крупных западноевропейских стран, крупных промышленных азиатских стран и Китая за этот же период. Представьте информацию в виде графика. Проанализируйте данные. Обоснуйте выводы.
16. Составьте сводную таблицу советских (российских) лауреатов Нобелевской премии. Отразите в таблице год присуждения премии, область деятельности, достижения, за которые присуждена премия.
17. По рассуждайте о призвании литературы вместе с автором документа. Определите роль и место литературы в советском обществе. В чем причины подобной ситуации?