Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 60-х гг.? С чем связаны эти перемены?

2. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. ряд изве­стных деятелей культуры покинули СССР?

3. Какие меры принимались властями для формирования «пра­вильного» мировоззрения у советских граждан? Что включало в себя это понятие?

4. Каково было отношение общества к насаждаемой идеологии?

В чем проявлялось это отношение?

5. Можно ли говорить об особом общественном призвании ли­тературы в этот период? В чем оно заключалось?

6. Почему любимым жанром советского кинозрителя стала комедия с социальным подтекстом? Что такое социальный подтекст?

7. Почему во второй половине 60-х — начале 80-х гг. все сильнее намечается разрыв между «официальной» и «неофициальной» культу­рой? С чем связано существование этих двух типов культуры? Чем они отличались друг от друга в художественном и содержательном плане?

8. Как вы думаете, почему существовало отставание в уровне жизни населения в СССР от уровня жизни в ведущих странах Запада?

9. Какие профессии пользовались популярностью в эти годы и почему?

10. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую структуру телевещания в СССР в 70-80-е гг. и современную структуру российского телевещания, не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

11. Используя дополнительные источники информации, проведи­те исследование и напишите работу о диссидентском движении в СССР в 60-х — начале 80-х гг. В чем причины этого движения? Чем были недовольны диссиденты? Каковы были их цели? Какие течения существовали в диссидентском движении? Каковы были последствия деятельности диссидентов?

12. Составьте аннотацию к книге автора, произведения которого были запрещены в этот период.

13. Проведите поиск и исследование важной проблемы в культу­ре и науке этой эпохи, не рассмотренной в данном параграфе. Со­ставьте тезисы устного доклада.

14. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих эту эпоху.

15. Найдите данные о расходах СССР на образование и науку в этот период. Сопоставьте их с данными об аналогичных расходах США, крупных западноевропейских стран, крупных промышленных азиатских стран и Китая за этот же период. Представьте информацию в виде графика. Проанализируйте данные. Обоснуйте выводы.

16. Составьте сводную таблицу советских (российских) лауреатов Нобелевской премии. Отразите в таблице год присуждения премии, область деятельности, достижения, за которые присуждена премия.

17. По рассуждайте о призвании литературы вместе с автором до­кумента. Определите роль и место литературы в советском обществе. В чем причины подобной ситуации?