Из основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Оцените положительные и отрицательные стороны советской экономической модели.
2. Для чего советские экономисты стремились разработать новую хозяйственную модель?
3. В чем состояла главная задача «косыгинской реформы»?
4. Каковы были результаты «косыгинской реформы»? Были ли достигнуты все цели этой реформы? Почему?
5. В чем состояла противоречивость «косыгинской реформы»? С чем была связана эта противоречивость?
6. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общественной жизни наблюдался этот «застой»?
7. Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 70-х — начале 80-х гг.?
8. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние городских жителей в 1964—1985 гг. Сделайте презентацию на эту тему.
9. Оцените последствия значительного импорта зерна для экономики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.
10. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.
11. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60—70-е гг.» (не более 500 слов).
12. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем? Отобразите их в виде схемы.
13. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по теме параграфа.
14. Почему многие экономисты считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех реформ советского периода? Определите противоречия и причины свертывания реформы 1965 г. Составьте словарь экономических терминов реформы 1965 г.
15. Оцените масштабы и последствия, к которым могла бы привести реализация проекта поворота части стока северных рек.
16. Изучите документ. Согласны ли вы с выводами его авторов? Приведите факты.
...Основные социально-экономические задачи девятой пятилетки выполнены. Возросли масштабы и повысился технический уровень производства, укрепилась материально-техническая база всех отраслей...
17. В чем проявился «застой» в экономической сфере? Составьте тезисный план.
18. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический эксперимент по ослаблению централизованного планирования. Найдите материал об этом эксперименте и выясните, чем он закончился. Объясните, почему результат эксперимента был именно таков.
19. Используя приведенные ниже термины, составьте тест (кроссворд)
Продовольственная программа, товарный голод, стагнация, лимитчики, соцсоревнования, коррупция.Дополните список.
20. На основе самостоятельно найденных материалов сравните валовой объем производства СССР с аналогичными показателями США, Франции, Германии, Англии, Японии и Китая. Сопоставьте с данными настоящего периода. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?
6. Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»
6.1.Финал «оттепели»
Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.
Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчезла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажима на главного редактора журнала стали публикация в журнале ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликованной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пересмотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Сталину, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.
Продолжала расширяться сфера самиздата, ставшего для некоторых представителей творческой интеллигенции единственной возможностью контакта с читателями. Ряд известных советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены уехать за границу. В 1974 г. из Советского Союза был выслан выступавший с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.
Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали все заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде обозначился водораздел между работавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал иные пути и формы творческого самовыражения. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство.