Из основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Оцените положительные и отрицательные стороны советской экономической модели.

2. Для чего советские экономисты стремились разработать но­вую хозяйственную модель?

3. В чем состояла главная задача «косыгинской реформы»?

4. Каковы были результаты «косыгинской реформы»? Были ли достигнуты все цели этой реформы? Почему?

5. В чем состояла противоречивость «косыгинской реформы»? С чем была связана эта противоречивость?

6. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил на­звание эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общест­венной жизни наблюдался этот «застой»?

7. Какие факторы способствовали замедлению развития эконо­мики СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

8. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние городс­ких жителей в 1964—1985 гг. Сделайте презентацию на эту тему.

9. Оцените последствия значительного импорта зерна для эко­номики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоя­щего времени. Составьте схему.

10. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.

11. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие со­ветской экономики в 60—70-е гг.» (не более 500 слов).

12. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появ­ления этих проблем? Отобразите их в виде схемы.

13. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по теме параграфа.

14. Почему многие экономисты считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех реформ советского периода? Определите противо­речия и причины свертывания реформы 1965 г. Составьте словарь эконо­мических терминов реформы 1965 г.

15. Оцените масштабы и последствия, к которым могла бы при­вести реализация проекта поворота части стока северных рек.

16. Изучите документ. Согласны ли вы с выводами его авторов? Приведите факты.

...Основные социально-экономические задачи девятой пятилетки выполнены. Возросли масштабы и повысился технический уровень производства, укрепилась материально-техническая база всех отрас­лей...

17. В чем проявился «застой» в экономической сфере? Составьте тезисный план.

18. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экспери­мент по ослаблению централизованного планирования. Найдите матери­ал об этом эксперименте и выясните, чем он закончился. Объясните, по­чему результат эксперимента был именно таков.

19. Используя приведенные ниже термины, составьте тест (крос­сворд)

Продовольственная программа, товарный голод, стагнация, ли­митчики, соцсоревнования, коррупция.Дополните список.

20. На основе самостоятельно найденных материалов сравните валовой объем производства СССР с аналогичными показателями США, Франции, Германии, Англии, Японии и Китая. Сопоставьте с данными настоящего периода. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?

 

6. Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

6.1.Финал «оттепели»

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в ду­ховном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепен­но перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и неже­лание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчез­ла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажи­ма на главного редактора журнала стали публикация в журна­ле ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликован­ной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пере­смотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Стали­ну, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огром­ную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

Продолжала расширяться сфера самиздата, ставшего для некоторых представителей творческой интеллигенции един­ственной возможностью контакта с читателями. Ряд известных советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены уехать за границу. В 1974 г. из Советского Союза был выслан выступавший с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.

Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали все заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде обозначил­ся водораздел между работавшими в рамках привычных идей­ных установок и теми, кто искал иные пути и формы творчес­кого самовыражения. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. сво­бодное) искусство.