Из высказываний А.И. Солженицына

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Каким образом было осуществлено смещение Н.С. Хрущева?

Была ли эта процедура демократической? Свой ответ аргументируйте.

2. Какую роль в развитии государства сыграло отсутствие у пришедших к власти в 1964 г. лидеров единой платформы?

3. Почему во второй половине 60-х гг. фактически происходит частичный возврат к сталинизму?

4. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?

5. Какие явления политической жизни 70—80-х гг. отразились в идеологии советского общества и нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г.?

6. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в брежневскую эпоху. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?

7.Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из кризисных событий 1964-1985 гг.

8. На основании биографии любого из участников событий, описанных в параграфе оцените результат смены руководителя СССР.

9. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать Л.И. Брежневу после прихода к власти. Каковы источники этой проб­лемы? Оцените эффективность ее решения. Как эти решения повлия­ли на развитие советского общества? Оформите свои размышления как тезисы.

10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в 60—70-х гг.

11. Оцените возможности Л.И. Брежнева отстранить от власти руководителей, мечтающих о реставрации сталинизма. Каким образом это было сделано? Составьте план доклада. Обоснуйте оценки.

12. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработа­на концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции? Представьте результат в виде организационной диаграммы.

13. Используя документ и дополнительную литературу, проведите дебаты по теме «Размышления и оценки деятельности Н.С. Хрущева».

Историкам, привлеченным к 10-летнему царствованию Никиты Хрущева... нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках и как возможности эти исполь­зовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно... Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобож­дение страны, — он покинул это как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для культуры, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами...

14. Представьте политический портрет Л.И. Брежнева, используя предложенный материал и другие источники.

Из книги Ф. Бурлацкого «Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них»

...Итак, Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую без каких-либо опреде­ленных планов... Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых по­воротов, крутых перемен...

15. Дайте определение понятию «застой». Проведите конкурс на более точное и оригинальное определение. Найдите альтернативное определение.

16. Напишите мини-сочинение о политическом курсе и стратегии нового руководства, используя приведенные ниже высказывания.

...Произносились речи — и нередко хорошие и правильные, — за которыми, однако, ничего не стояло...

Уровень жизни народа скатывался на одно из последних мест среди среднеразвитых стран...

И теневая экономика, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни...

17. Проведите дискуссию о роли Л.И. Брежнева как руководителя СССР на определенном этапе развития Советского государства, исполь­зовав приведенные ниже мнения.

В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным полити­ческим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата (А. Бовин).

Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новиз­ны и перемен (Ф. Бурлацкий).

Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, до­мино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности, в общем. В тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом (А. Бовин).

18.Проанализируйте основные приемы советской пропаганды в СМИ. Сравните эти приемы с теми, которые используют современные средства пропаганды зарубежных СМИ. Составьте сравнительную таблицу.