Из высказываний А.И. Солженицына
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Каким образом было осуществлено смещение Н.С. Хрущева?
Была ли эта процедура демократической? Свой ответ аргументируйте.
2. Какую роль в развитии государства сыграло отсутствие у пришедших к власти в 1964 г. лидеров единой платформы?
3. Почему во второй половине 60-х гг. фактически происходит частичный возврат к сталинизму?
4. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?
5. Какие явления политической жизни 70—80-х гг. отразились в идеологии советского общества и нашли закрепление в Конституции СССР 1977 г.?
6. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в брежневскую эпоху. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?
7.Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из кризисных событий 1964-1985 гг.
8. На основании биографии любого из участников событий, описанных в параграфе оцените результат смены руководителя СССР.
9. Сформулируйте одну из проблем, которую пришлось решать Л.И. Брежневу после прихода к власти. Каковы источники этой проблемы? Оцените эффективность ее решения. Как эти решения повлияли на развитие советского общества? Оформите свои размышления как тезисы.
10. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения, которые произошли в КПСС в 60—70-х гг.
11. Оцените возможности Л.И. Брежнева отстранить от власти руководителей, мечтающих о реставрации сталинизма. Каким образом это было сделано? Составьте план доклада. Обоснуйте оценки.
12. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработана концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции? Представьте результат в виде организационной диаграммы.
13. Используя документ и дополнительную литературу, проведите дебаты по теме «Размышления и оценки деятельности Н.С. Хрущева».
Историкам, привлеченным к 10-летнему царствованию Никиты Хрущева... нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках и как возможности эти использовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно... Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобождение страны, — он покинул это как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для культуры, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами...
14. Представьте политический портрет Л.И. Брежнева, используя предложенный материал и другие источники.
Из книги Ф. Бурлацкого «Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них»
...Итак, Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую без каких-либо определенных планов... Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен...
15. Дайте определение понятию «застой». Проведите конкурс на более точное и оригинальное определение. Найдите альтернативное определение.
16. Напишите мини-сочинение о политическом курсе и стратегии нового руководства, используя приведенные ниже высказывания.
...Произносились речи — и нередко хорошие и правильные, — за которыми, однако, ничего не стояло...
Уровень жизни народа скатывался на одно из последних мест среди среднеразвитых стран...
И теневая экономика, и грабительство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни...
17. Проведите дискуссию о роли Л.И. Брежнева как руководителя СССР на определенном этапе развития Советского государства, использовав приведенные ниже мнения.
В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата (А. Бовин).
Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен (Ф. Бурлацкий).
Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.
В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности, в общем. В тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом (А. Бовин).
18.Проанализируйте основные приемы советской пропаганды в СМИ. Сравните эти приемы с теми, которые используют современные средства пропаганды зарубежных СМИ. Составьте сравнительную таблицу.