Советский Союз, несмотря на продовольственные трудности в стране, оказал помощь Болгарии, Румынии, Польше, Чехословакии.

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Объясните значение термина «холодная война».

2. Назовите причины возникновения «холодной войны».

3. Перечислите конфликты, происходившие в рассматриваемый период между СССР и другими государствами. В чем причины этих конфликтов? Возможно ли было их избежать? Если да, то, каким обра­зом, если нет, то почему?

4. Почему СССР вынудил социалистические страны отказаться от получения экономической помощи по «плану Маршалла»? Как этот отказ был расценен на Западе?

5. Каковы были цели создания Совета экономической взаимопо­мощи?

6. Для чего было создано Коминформбюро? Чем эта организа­ция отличалась от существовавшего ранее Коминтерна?

7. Проанализируйте советско-израильские отношения конца 40-х — начала 50-х гг. Как и почему менялись эти отношения? Каким образом эти изменения отражались на внутренней политике СССР?

8. Опишите ход боевых действий в Корее в 1950—1953 гг.

9. Составьте план-хронологию «Начало «холодной войны».

10. Подготовьте вопросы к дискуссии на тему «Альтернативы пос­левоенного развития мирового сообщества».

11. Составьте рассказ о влиянии идеологического противостоя­ния на повседневную жизнь советских людей.

12. Сформулируйте основные положения, сделавшие возможным раскол мира на два лагеря. Представьте свой ответ в виде знаковой системы по выбору (таблица, схема, рисунок).

13. Напишите историческое эссе «Германия как узел острейших противоречий после Второй мировой войны».

14. Подготовьтесь к обсуждению проблемы: одни историки при­писывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие — СССР, третьи — обеим сторонам. Сформулируйте собственную пози­цию. Продумайте и выберите форму защиты своей точки зрения.

15. Представьте, что вам предстоит выступление на международ­ной конференции по теме «Главные уроки послевоенных отношений Восток — Запад в 1945—1953 гг.». Подготовьте тезисы доклада как участник конференции.

16.Определите, используя предложенные в документе факты, од­но из направлений внешнеполитической деятельности СССР после вой­ны. Объясните политический смысл подобных мероприятий.

Из статьи историка И.М. Волкова «Засуха, голод 1946 — 1947 годов»

В Польшу было отправлено 900 тыс. т зерна, в Чехословакию — 600 тыс. т зерна...

В целом экспорт зерновых из СССР в 1946 г. составил 1,7 млн т, или 10% всего заготовленного в этом году.

17.Составьте биографический справочник-энциклопедию «Участ­ники событий начала «холодной войны». Определите в нем роль каждого исторического деятеля в развязывании «холодной войны».

18. Заполните в тетради таблицу «Отношения СССР и западных держав после Второй мировой войны».

Общие позиции согласия   Непримиримые разногласия  
     

19.Подготовьте диспут по теме «Можно ли было избежать «хо­лодной войны»?». Самостоятельно определите проблематику вы­ступлений.

20.Сравните подходы к организации и роли ООН во взглядах двух представителей государств. Определите общее и различное. Выскажите свое мнение по данной проблеме.

Из выступления А.А. Громыко на заседании первой сес­сии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных На­ций. 18 января 1946 г.

В обеспечении прочного мира и недопущения повторения новой агрессии заинтересованы все нации, как большие, так и малые. В этом их интересы полностью совпадают. Попытки противопоставить большие страны малым не могут встретить сочувствия в Организации Объединенных Наций, так как Организация Объединенных Наций явля­ется органом защиты миролюбивых государств, больших и малых. Эта организация призвана защищать интересы и больших и малых держав против агрессии. Противопоставление больших стран малым странам не имеет ничего общего с принципами Организации Объединенных Наций, созданной в интересах борьбы против агрессивных государств и их союзников и объединившей в целях борьбы за мир и междуна­родную безопасность большие и малые миролюбивые страны.

Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон (США). 5 марта 1946 г.

Уже создана международная организация для достижения основной цели — предотвращения войны. ООН, преемник Лиги Наций с решающим присоединением США и всего того, что из этого следу­ет, уже приступила к работе. Мы должны добиться, чтобы ее работа была плодотворной, чтобы она стала реальностью, а не имитацией... ООН должна немедленно приступить к созданию международных во­оруженных сил. В этом вопросе мы можем действовать постепенно, но начать немедленно. Я предлагаю, чтобы каждое государство пре­доставило определенное количество авиационных эскадр на службу мировой организации. Эти части были бы обучены и подготавливались в их собственной стране, но перемещались из одной страны в другую. Они носили бы униформу их собственных стран, но с различными значками. Они не требовались бы, чтобы действовать против их собственной нации, но в других отношениях подчинялись мировой ор­ганизации... Безопасность мира требует нового единства в Европе, от которого никакая нация не должна быть в стороне. Из-за ссор между сильными расами в Европе происходили все войны, как в прошлое время, так и та мировая война, свидетелями которой мы были.

Конечно, мы должны работать с сознательной целью для вели­кого умиротворения Европы, в пределах структуры Организации Объединенных Наций и в соответствии с Уставом.

 

2. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.