Послевоенный мир
I. Последний этап холодной войны
1. «Холодная война». Выбор политического курса СССР.
После победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую мирную жизнь. Уже в апреле — июне 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско, чтобы завершить работу над окончательным вариантом устава новой международной структуры — Организации Объединенных Наций. Этот процесс заложил основы послевоенного международного сотрудничества. 26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан
50 странами, включая инициаторов процесса — СССР, Китай, Великобританию, США и Францию. Пять победителей в войне сформировали Совет Безопасности ООН, обладающий самыми широкими полномочиями.
Одним из существенных последствий уничтожения фашизма и милитаризма стало начало распада колониальной системы (на момент создания ООН около 750 млн. человек — почти треть населения земного шара — жили под колониальным господством). Восстановление национальной независимости в большой группе стран и формирование новой мировой системы независимых государств стали определяющим направлением развития в послевоенный период.
Однако противостояние капиталистической и социалистической систем привело к иной войне — «холодной», без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений. Глобальное противостояние не раз выливалось в локальные войны.
В Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии при содействии советской военной администрации устанавливались режимы «народной демократии». Здесь к власти пришли местные компартии, иногда во главе левых «народных фронтов». Особенное возмущение Запада вызвал бескровный переворот 1948 г. в Чехословакии, закрепивший власть за коммунистами. В Польше советские войска вынуждены были вступить в боевые действия против разрозненных сил антикоммунистических повстанцев. Погибло около тысячи советских солдат.
В Югославии коммунисты во главе с И.Б. Тито при помощи Красной Армии освободили страну от фашистских захватчиков и разгромили своих политических противников. В Албании коммунисты без помощи Красной Армии изгнали оккупантов и пришли к власти. Население, стремившееся к социальным реформам, в целом поддержало приход к власти коммунистов в Центральной и Восточной Европе.
1.2.СССР и «план Маршалла»
Разработанный в США «план Маршалла» предусматривал оказание помощи пострадавшим от войны странам Европы. Однако участие в реализации этого плана США с самого начала было обусловлено «демократическим», а фактически проамериканским курсом стран-получателей помощи. Делегация из 83 советских экономистов во главе с первым заместителем председателя Совета Министров СССР В.М. Молотовым прибыла летом 1947 г. в Париж для конкретных переговоров. Документы из рассекреченных ныне архивов показывают, что создатели «плана Маршалла» в действительности опасались участия в нем Москвы.
Советский разведчик, чиновник британского МИДа Гай Берджес, сообщал, что восточная зона оккупации в Германии, в отличие от трех западных, никогда не получит американской экономической помощи. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.
2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, обсуждавшему конкретные вопросы плана, покинуть Париж. Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния.
США надеялись, что некоторые восточноевропейские страны решат противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршалла», что могло бы изменить соотношение сил в Европе. Действительно, руководители Польши и Чехословакии стремились получить американскую помощь. Однако давление со стороны СССР сделало это невозможным. Польское правительство было вынуждено отказаться от участия в «плане Маршалла». Чехословацкому руководству советская сторона заявила, что участие в «плане Маршалла» будет рассматриваться как политика, направленная против Советского Союза.
Посол в Москве Смит увидел в происходящем «не что иное, как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».
Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), куда вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. Уже через месяц к СЭВу присоединилась Албания (участвовала в нем до 1961 г.), в сентябре 1950 г. — ГДР, в 1960—1970-е гг. — Куба, Монголия, позднее были заключены соглашения об участии в работе СЭВа Вьетнама, Северной Кореи, Югославии, а также стран, не ориентированных на строительство социализма, — Финляндии, Ирака, Мексики. СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран — советским противовесом «плану Маршалла». Реально он ставил своей целью не столько взаимопомощь, сколько одностороннюю и безвозмездную помощь европейским партнерам по «социалистическому лагерю» со стороны СССР.