Послевоенный мир

I. Последний этап холодной войны

1. «Холодная война». Выбор политического курса СССР.

После победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеять­ся на долгую мирную жизнь. Уже в апреле — июне 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско, чтобы за­вершить работу над окончательным вариантом устава новой международной структуры — Организации Объединенных На­ций. Этот процесс заложил основы послевоенного международ­ного сотрудничества. 26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан

50 странами, включая инициаторов процесса — СССР, Китай, Великобританию, США и Францию. Пять победителей в войне сформировали Совет Безопасности ООН, обладающий самыми широкими полномочиями.

Одним из существенных последствий уничтожения фа­шизма и милитаризма стало начало распада колониальной системы (на момент создания ООН около 750 млн. человек — поч­ти треть населения земного шара — жили под колониальным господством). Восстановление национальной независимости в большой группе стран и формирование новой мировой системы независимых государств стали определяющим направлением развития в послевоенный период.

Однако противостояние капиталистической и социалисти­ческой систем привело к иной войне — «холодной», без прямо­го столкновения армий, даже без разрыва дипломатических от­ношений. Глобальное противостояние не раз выливалось в локальные войны.

В Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии при содействии советской военной администрации устанавлива­лись режимы «народной демократии». Здесь к власти пришли местные компартии, иногда во главе левых «народных фрон­тов». Особенное возмущение Запада вызвал бескровный перево­рот 1948 г. в Чехословакии, закрепивший власть за коммунистами. В Польше советские войска вынуждены были вступить в боевые действия против разрозненных сил антикоммунистичес­ких повстанцев. Погибло около тысячи советских солдат.

В Югославии коммунисты во главе с И.Б. Тито при помо­щи Красной Армии освободили страну от фашистских захватчи­ков и разгромили своих политических противников. В Албании коммунисты без помощи Красной Армии изгнали оккупантов и пришли к власти. Население, стремившееся к социальным ре­формам, в целом поддержало приход к власти коммунистов в Центральной и Восточной Европе.

1.2.СССР и «план Маршалла»

Разработанный в США «план Маршалла» предусматривал оказание помощи пострадавшим от войны странам Европы. Одна­ко участие в реализации этого плана США с самого начала было обусловлено «демократическим», а фактически проамериканским курсом стран-получателей помощи. Делегация из 83 советских экономистов во главе с первым заместителем председателя Сове­та Министров СССР В.М. Молотовым прибыла летом 1947 г. в Париж для конкретных переговоров. Документы из рассекречен­ных ныне архивов показывают, что создатели «плана Маршалла» в действительности опасались участия в нем Москвы.

Советский разведчик, чиновник британского МИДа Гай Берджес, со­общал, что восточная зона оккупации в Германии, в отличие от трех запад­ных, никогда не получит американской экономической помощи. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложе­ние было отвергнуто.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, обсуждавшему конкретные вопросы плана, покинуть Париж. Соединенные Штаты могли теперь консоли­дировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния.

США надеялись, что некоторые восточноевропейские стра­ны решат противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршалла», что могло бы изменить соотношение сил в Европе. Действительно, руководители Польши и Чехословакии стремились получить американскую помощь. Однако давление со стороны СССР сделало это невозможным. Польское прави­тельство было вынуждено отказаться от участия в «плане Мар­шалла». Чехословацкому руководству советская сторона заявила, что участие в «плане Маршалла» будет рассматриваться как политика, направленная против Советского Союза.

Посол в Москве Смит увидел в происходящем «не что иное, как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949 г. был создан Совет экономичес­кой взаимопомощи (СЭВ), куда вошли СССР, Болгария, Венг­рия, Польша, Румыния и Чехословакия. Уже через месяц к СЭВу присоединилась Албания (участвовала в нем до 1961 г.), в сентябре 1950 г. — ГДР, в 1960—1970-е гг. — Куба, Монголия, позднее были заключены соглашения об участии в работе СЭВа Вьетнама, Северной Кореи, Югославии, а также стран, не ориен­тированных на строительство социализма, — Финляндии, Ирака, Мексики. СЭВ стал первой международной организацией социа­листических стран — советским противовесом «плану Маршал­ла». Реально он ставил своей целью не столько взаимопомощь, сколько одностороннюю и безвозмездную помощь европейским партнерам по «социалистическому лагерю» со стороны СССР.