ГЛОССАРИЙ 10 страница

Этногенез — от греч.этнос — «племя, народ» и «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, буквально, рождение народа. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Этногенез славян — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племен.

«Юности честное зерцало» — литературный памятник начала XVIII в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, правила поведения молодых людей в обществе. Был составлен Я.В. Брюсом и др. Издан в 1717 г.

Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное Уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.

Язычество — система верований древних славян. Для язычества характерно многобожие, вера в духов и сил природы. Славяне прошли три этапа развития религиозного сознания: 1) вера доброе и злое начало; 2) вера в высшее божество Род и его окружения; 3) вера в богов, таких, как Велес (Волос) , Даждьбог , Сварог , Стрибог , Семаргл , Ярило , Лада , Перун и др.

Ям — от тюрк. jam — почтовая станция, почтовые лошади — в России XIII—XVIII вв. почтовая станция, на которой меняли лошадей, а также ямская повинность. С XVI в. в ведении Ямского Приказа (впервые «ямская изба» упоминается под 1516 г.) были ямщики, которые стояли во главе ямов. Ямские дворы наделялись пашней, они получали доходы от отданных им во владение окрестных деревень.

Ярлык — письменный документ, исходивший от татаро-монгольского хана, это мог быть и дипломатический документ. В период татаро-монгольского ига ханские ярлыки выдавались князьям северо-восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

Ясак — натуральная подать, которой в России облагали нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Уплата ясака служила внешним выражением подданства.

Ясырь — татарское слово, обозначавшее пленников, как гражданских, так и военных. В русском языке привилось как обозначение татарского полона, а потом и вообще пленников.