ГЛОССАРИЙ 9 страница
Феодализм 
 — от лат — феод — земельное владение — ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству). В имениях феодалов работали крепостные крестьяне — неполная собственность феодалов. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. В России феодализм стал развиваться с IX—X вв. и длился до XIX в.
 — от лат — феод — земельное владение — ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству). В имениях феодалов работали крепостные крестьяне — неполная собственность феодалов. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. В России феодализм стал развиваться с IX—X вв. и длился до XIX в.
Феодальная раздробленность 
 — процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси — с XII по XV вв. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого
 — процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси — с XII по XV вв. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого 
 (1019—1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом
 (1019—1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом 
 , Святославом
 , Святославом 
 и Всеволодом
 и Всеволодом 
 . Владимиру Мономаху
 . Владимиру Мономаху 
 (1113—1125 гг.) удалось удержать единство русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. их было 15, а в XIV в. — 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси
 (1113—1125 гг.) удалось удержать единство русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. их было 15, а в XIV в. — 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси 
 до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси
 до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси 
 объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.
 объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.
Формационный подход 
 — от лат. «формация» — образование, вид — согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества — первобытнообщинного строя
 — от лат. «формация» — образование, вид — согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества — первобытнообщинного строя 
 через классовые — рабовладение
 через классовые — рабовладение
 , феодализм
, феодализм
 , капитализм
, капитализм 
 — к новому бесклассовому — коммунизму
 — к новому бесклассовому — коммунизму 
 . Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется, в основном, путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.
 . Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется, в основном, путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.
Формационный уровень 
 — одна из двух составляющих концепции исторического развития К. Маркса
 — одна из двух составляющих концепции исторического развития К. Маркса 
 , согласно которой существуют три большие общественные формации — архаическая, экономическая, коммунистическая, смена которых идет через социальные революции.
 , согласно которой существуют три большие общественные формации — архаическая, экономическая, коммунистическая, смена которых идет через социальные революции.
Хазары 
 — полукочевой тюркоязычный народ, входивший в VI в. в состав Тюркского каганата. После падения последнего в VII в. на территории Дагестана образовалсяХазарский каганат
 — полукочевой тюркоязычный народ, входивший в VI в. в состав Тюркского каганата. После падения последнего в VII в. на территории Дагестана образовалсяХазарский каганат 
 , подчинивший себе часть кочевавших в Приазовье болгарских орд. Основную массу каганата составляли болгары и аланы, а, собственно, хазары были меньшинством. В начале X в. на территорию Каганата вторгаются печенеги, а в 965 г. киевский князь Святослав Игоревич
 , подчинивший себе часть кочевавших в Приазовье болгарских орд. Основную массу каганата составляли болгары и аланы, а, собственно, хазары были меньшинством. В начале X в. на территорию Каганата вторгаются печенеги, а в 965 г. киевский князь Святослав Игоревич 
 завершил разгром Хазарского каганата.
 завершил разгром Хазарского каганата.
Харизма 
 — от греч. charisma — милость, подарок, «божий дар» — исключительная одаренность, умение вести за собой.
 — от греч. charisma — милость, подарок, «божий дар» — исключительная одаренность, умение вести за собой.
Холодная война 
 — состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг. Получило название «холодная война», поскольку в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов) осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
 — состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг. Получило название «холодная война», поскольку в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов) осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
Холоп 
 — в России в X—XVIII вв. — население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.
 — в России в X—XVIII вв. — население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.
Хорваты 
 — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль
 — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль 
 на реке Сан (река в Польше
 на реке Сан (река в Польше 
 , правый приток Вислы
 , правый приток Вислы 
 ). Одно из восточнославянских племен, проживавших в Восточной Галиции
 ). Одно из восточнославянских племен, проживавших в Восточной Галиции 
 (западная Украина) называлось белые хорваты
 (западная Украина) называлось белые хорваты 
 , а племена, проживающие в Моравии
 , а племена, проживающие в Моравии 
 и Словакии
 и Словакии 
 — черные хорваты
 — черные хорваты 
 .
 .
Христианство 
 — одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина), и получило распространение среди рабов и бедноты.
 — одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина), и получило распространение среди рабов и бедноты.
Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Христианство и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин 
 (285—337 гг.) своим эдиктом
 (285—337 гг.) своим эдиктом  324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.
 324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.
Целовальники 
 — в Московском государстве — выборные должностные лица, исполнявшие финансовые и судебные обязанности, присяжные, т.е. целовавшие (откуда и название) крест и Евангелие на том, что будут судить и рядить по правде и закону. Впервые упоминаются в Судебнике 1497 г.
 — в Московском государстве — выборные должностные лица, исполнявшие финансовые и судебные обязанности, присяжные, т.е. целовавшие (откуда и название) крест и Евангелие на том, что будут судить и рядить по правде и закону. Впервые упоминаются в Судебнике 1497 г.
Централизованное государство 
 — государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия — абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III
 — государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия — абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III 
 создано единое русское государство с центром в г. Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых
 создано единое русское государство с центром в г. Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых 
 и завершилось формированием абсолютизма при Петре I
 и завершилось формированием абсолютизма при Петре I 
 в начале XVIII в.
 в начале XVIII в.
Церковные крестьяне (экономические, монастырские) 
 — категория феодально-зависимых крестьян в России XI—XVII вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Церковные крестьяне в XV—XVII вв. владели патриаршая (с 1589 г.), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у которых в XVI—XVII вв. было не менее 1/3 всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значительными собственниками церковных крестьян в XV—XVII вв. были главные храмы Москвы, Владимира и некоторых других городов. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII в. известны так называемые церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В северных районах в XVI—XVII вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались половники
 — категория феодально-зависимых крестьян в России XI—XVII вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Церковные крестьяне в XV—XVII вв. владели патриаршая (с 1589 г.), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у которых в XVI—XVII вв. было не менее 1/3 всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значительными собственниками церковных крестьян в XV—XVII вв. были главные храмы Москвы, Владимира и некоторых других городов. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII в. известны так называемые церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В северных районах в XVI—XVII вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались половники 
 (крестьяне-издольщики). В результате секуляризации 1764 г. Церковные крестьяне вошли в состав экономических крестьян.
 (крестьяне-издольщики). В результате секуляризации 1764 г. Церковные крестьяне вошли в состав экономических крестьян.
Цивилизационный подход к изучению истории (теория «локальных цивилизаций») 
 — один из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода: 1) понятие «цивилизация»
 — один из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода: 1) понятие «цивилизация» 
 совпадает с индустриальной стадией развития; 2) вместо понятия «цивилизация» вводится понятие «культурно-исторический тип»
 совпадает с индустриальной стадией развития; 2) вместо понятия «цивилизация» вводится понятие «культурно-исторический тип» 
 ; 3) понятие «цивилизация» является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби
 ; 3) понятие «цивилизация» является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби 
 . По его мнению, история человечества — это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти «ответ» на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются:
 . По его мнению, история человечества — это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти «ответ» на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются:
Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.
Челядь 
 — наименование зависимого населения в древней Руси. Первоначально употреблялось для обозначения патриархального рабства. К середине XI в. эту категорию зависимых людей стали называть холопами. В XVIII—XIX вв. термин «челядь» обозначал дворовых людей помещика.
 — наименование зависимого населения в древней Руси. Первоначально употреблялось для обозначения патриархального рабства. К середине XI в. эту категорию зависимых людей стали называть холопами. В XVIII—XIX вв. термин «челядь» обозначал дворовых людей помещика.
Черемисы 
 — одна из ветвей угро-финских народов (предки современных марийцев), с глубокой древности населявших по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки
 — одна из ветвей угро-финских народов (предки современных марийцев), с глубокой древности населявших по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки 
 , Ветлуги
 , Ветлуги 
 , нижнему течению Суры
 , нижнему течению Суры 
 . В 1546 г. добровольно присоединились к Московскому государству.
 . В 1546 г. добровольно присоединились к Московскому государству.
Черкесы 
 — общее наименование адыгов, появившееся в русских письменных источниках в XIII в.
 — общее наименование адыгов, появившееся в русских письменных источниках в XIII в.
Черносошные крестьяне 
 — категория тяглых людей в России
 — категория тяглых людей в России 
 в XVI—XVII вв. Черносошные крестьяне несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. Жили преимущественно на окраинах страны, на «черной», т.е. невладельческой земле. В XVIII в. вошли в состав государственных крестьян.
 в XVI—XVII вв. Черносошные крестьяне несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. Жили преимущественно на окраинах страны, на «черной», т.е. невладельческой земле. В XVIII в. вошли в состав государственных крестьян.
Черные клобуки 
 — от тюрк. каракалпаки — «черные шапки», которые они носили круглый год — наименование тюркского объединения племен, сложившегося около середины XII в. в лесостепной зоне Руси
 — от тюрк. каракалпаки — «черные шапки», которые они носили круглый год — наименование тюркского объединения племен, сложившегося около середины XII в. в лесостепной зоне Руси 
 (в основном на реке Рось
 (в основном на реке Рось 
 ) из осевших там остатков торков, печенегов, берендеев и др. Являясь вассалами Руси, обязаны были охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей.
 ) из осевших там остатков торков, печенегов, берендеев и др. Являясь вассалами Руси, обязаны были охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей.
Черный бор 
 — чрезвычайный налог, чаще всего собиравшийся великим князем владимирским и московским в Новгородской земле в связи с необходимостью платить увеличенный «выход» в Золотую Орду. Брался с сохи и промыслов.
 — чрезвычайный налог, чаще всего собиравшийся великим князем владимирским и московским в Новгородской земле в связи с необходимостью платить увеличенный «выход» в Золотую Орду. Брался с сохи и промыслов.
Чети (четверти, четвертные приказы) 
 — центральные государственные учреждения в России
 — центральные государственные учреждения в России 
 в XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям.
 в XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям.
Чингисхан (Темучин) (ок. 1155—1227 гг.) 
 — основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 г., организатор завоевательных походов против народов Азии
 — основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 г., организатор завоевательных походов против народов Азии 
 и Восточной Европы
 и Восточной Европы 
 . Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.
 . Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.
Чуваши 
 — древний народ, издревле проживавший на Средней Волге
 — древний народ, издревле проживавший на Средней Волге 
 . В антропологическом типе чувашей сочетаются европеидные и монголоидные черты. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские булгары. Чувашская народность в основном сформировалась в XV в. До второй половины XVI в. в Чувашии
 . В антропологическом типе чувашей сочетаются европеидные и монголоидные черты. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские булгары. Чувашская народность в основном сформировалась в XV в. До второй половины XVI в. в Чувашии 
 были распространены племенные культы. После присоединения Чувашии в 1551 г. к Московскому государству ее население подверглось массовой христианизации.
 были распространены племенные культы. После присоединения Чувашии в 1551 г. к Московскому государству ее население подверглось массовой христианизации.
Чудь 
 — название в русских летописях эстов и родственных им угро-финских племен (чудь белоглазая, заволочская чудь), живших во владениях Новгорода Великого
 — название в русских летописях эстов и родственных им угро-финских племен (чудь белоглазая, заволочская чудь), живших во владениях Новгорода Великого 
 , к востоку от Онежского озера
 , к востоку от Онежского озера 
 по рекам Онега
 по рекам Онега 
 и Северная Двина
 и Северная Двина 
 .
 .
Шляхта 
 — от польск. szlachta — род, происхождение, порода, вид) — с XV в. привившееся на Руси польское наименование дворянства.
 — от польск. szlachta — род, происхождение, порода, вид) — с XV в. привившееся на Руси польское наименование дворянства.
Шоковая терапия 
 — стержень экономической реформы 1992—1993 гг. Программа «шоковой терапии» была разработана американским экономистом Дж. Саксом
 — стержень экономической реформы 1992—1993 гг. Программа «шоковой терапии» была разработана американским экономистом Дж. Саксом 
 и дополнена группой российских экономистов-рыночников во главе с Е.Т. Гайдаром
 и дополнена группой российских экономистов-рыночников во главе с Е.Т. Гайдаром 
 . Предусматривалось введение с января 1992 г. свободных цен, включение механизмов конкуренции, либерализация торговли, приватизация жилья и госпредприятий.
 . Предусматривалось введение с января 1992 г. свободных цен, включение механизмов конкуренции, либерализация торговли, приватизация жилья и госпредприятий.
Экзогамия 
 — запрет брать невесту в своем роду.
 — запрет брать невесту в своем роду.
Экономические крестьяне 
 — категория феодально-зависимых от государства крестьян в России
 — категория феодально-зависимых от государства крестьян в России 
 второй половины XVIII в.; бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 г. в результате секуляризации церковных земель под управление коллегии экономии. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 г. с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.
 второй половины XVIII в.; бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 г. в результате секуляризации церковных земель под управление коллегии экономии. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 г. с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.
Экспроприация 
 — от лат. — лишение собственности — лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного класса другим, а внутри класса — одного его слоя другим. Пример экспроприации внутри класса в силу законодательного акта — секуляризация церковных имений.
 — от лат. — лишение собственности — лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного класса другим, а внутри класса — одного его слоя другим. Пример экспроприации внутри класса в силу законодательного акта — секуляризация церковных имений.
Сразу после революции 1917 г. правительством большевиков была объявлена отмена частной собственности на средства производства и начата экспроприация частной собственности на контролируемых ими территориях.
В 30-е и 40-е гг. XX в. экспроприация частной собственности проходила на всех территориях, которые по тем или иным причинам занимала Красная Армия: в Молдавии 
 , на Западной Украине
 , на Западной Украине 
 , в Эстонии
 , в Эстонии 
 , Латвии
 , Латвии 
 , Литве
 , Литве 
 , Польше
 , Польше 
 , Венгрии
 , Венгрии 
 , Румынии
 , Румынии 
 , Болгарии
 , Болгарии 
 , Германии (ГДР)
 , Германии (ГДР) 
 и других странах.
 и других странах.
Экстенсификация 
 (экстенсивный путь развития) — получение результатов при игнорировании затрат, результаты любой ценой.
 (экстенсивный путь развития) — получение результатов при игнорировании затрат, результаты любой ценой.
Эндогамия 
 — запрет брать невесту в чужом роду.
 — запрет брать невесту в чужом роду.
Эсеры 
 — официально Партия социалистов-революционеров (ПСР)
 — официально Партия социалистов-революционеров (ПСР) 
 — партия социалистического направления, провозглашавшая своей целью построение в России эсеровского, народнического социализма. Возникла в начале XX в. Считала себя последовательницей народничества, партией всего «трудового народа». Лидерами партии были Г.А. Гершуни
 — партия социалистического направления, провозглашавшая своей целью построение в России эсеровского, народнического социализма. Возникла в начале XX в. Считала себя последовательницей народничества, партией всего «трудового народа». Лидерами партии были Г.А. Гершуни 
 , А.Р. Гоц
 , А.Р. Гоц 
 , В.М. Чернов
 , В.М. Чернов 
 , Б.В. Савинков
 , Б.В. Савинков 
 и др.
 и др.
Эстляндия 
 — историческое название северной Эстонии
 — историческое название северной Эстонии 
 . С XIII в. находилась под властью Дании
 . С XIII в. находилась под властью Дании 
 , Ливонского ордена, со второй половины XVI в. — Швеции
 , Ливонского ордена, со второй половины XVI в. — Швеции 
 . После начала Северной войны (1700—1721 гг.) — Ревельская, в 1783—1917 г. — Эстляндская губерния России.
 . После начала Северной войны (1700—1721 гг.) — Ревельская, в 1783—1917 г. — Эстляндская губерния России.