Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается.
В последнее время сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока.
К инновационным формам обучения, на которых наиболее приемлемо использование ЦОР в интеграции с иными новыми интерактивными технологиями относятся следующие:
1. Урок-лекция
2. Проблемный урок
3. Урок-конференция
4. Урок-диспут
5. Урок-презентация
6. Урок-защита проектов
7. Урок-исследование
На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом:
Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации;
в качестве исторического источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т.п.).
Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) учителя;
в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с исторической картой;
при ответе учащегося (без текста диктора).
Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника.
Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала;
для самостоятельного изучения учащимися новых понятий;
для анализа их содержания учащимися.
Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала;
при изучении и повторении учащимися нового материала;
для анализа учащимися;
при ответе учащихся в качестве опорного конспекта.
для подготовки учащимся домашнего задания;
для быстрого повторения;
систематизации знаний учащимися.
Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока в качестве исторического источника для изучения в классе или дома.
Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний.
В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга.
При подготовке специалиста можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
И здесь именно продвинутый молодой выпускник вуза может реально представить с среде более зрелых коллег свои знания и умения в технической, программной, информационной областях компьютерных технологий, навыков работы в сети Интернета. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи:
- способности понимать суть обработки информации;
- находить информацию в различных источниках;
- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации;
- интерпретировать информацию;
- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;
- производить анализ информационных моделей.
Однако в методическом плане основной целью подготовки учителя истории является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Поэтому уровень освоения ИКТ будущим учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя различаются достаточно существенно.
Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей:
1. Уровень совершенствования и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
2. Уровень умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).
3. Уровень ознакомления с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.
4. Уровень владения методиками преподавания истории с использованием ИКТ.
5. Уровень творческой апробации, совершенствования, индивидуальной адаптации имеющихся методик и создания собственных авторских разработок, программ, мультимедийной образовательной продукции.
Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.
Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. М.: Русское слово, 2002.
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основы образовательной технологии. – М: Педагогический поиск, 2003.
Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 1.
Гулина Е.Н. Использование ИКТ в обучении истории и обществознания // http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=48
Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. – 1994. - № 4.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
Комисаров В.И. Проблемная школьная лекция //Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – М.: Учитель, 2005.
Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 1992. - № 6.
Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории//http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=208.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 19997. - № 4.
Сельченко Г.К. педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *
№ п/п | Наглядное пособие | Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.) | Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.) |
CD –История России XVIII - XIX вв | Рисунок, карта, видеофильм | электронный | |
CD – Отечественная история до начала ХХ веках | Рисунок, карта, видеофильм | электронный | |
CD – XIX век Отечественная история, литература и искусство | Рисунок, видеофильм | электронный | |
CD – История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ | Рисунок, карта, видеофильм | электронный | |
История государства и народов России | Рисунок, карта, видеофильм | электронный |
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: _ Семинар по теме: «Реализация принципов использования ИКТ в обучении истории в курсе истории России XIX - начала ХХ в.»_
Учебная и воспитательная цель: Обсудить со студентами возможности использования информационно-компьютерных технологий на различных типах и этапах учебных занятий по истории.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения в курсе истории России XIX - начала ХХ в.
2. Методические аспекты использования Интернета на уроках истории.
Перечень используемых технических средств
Наименование | Назначение | Характеристики | Примечание |
мультимедиа проектор с экраном | демонстрация компьютерных моделей, видеофрагментов, анимаций; проецирование презентаций студентов | - | - |
персональный компьютер | демонстрация компьютерных моделей, видеофрагментов анимаций | соответствие минимальным системным требованиям используемых ЦОР | Выход в сеть Интернет |
Рекомендации по использованию информационных технологий.При проведении семинара рекомендуется использование мультимедиа проектора для проецирования иллюстративного материала и презентаций студентов во время их выступлений с докладами.
Перечень докладов к семинару:
1.Современные информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе.
2. Классификация и структура ЦОР в процессе обучения истории.
3. Использование возможностей Интернета на уроках истории.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Какие из обсуждаемыми нами информационные и коммуникационные технологии представляются вам наиболее перспективными для использования в учебном процессе? Какие, по-вашему, менее перспективны? Почему? Приведите аргументы, доказательства.
2. Для решения каких дидактических задач вы предпочли бы использовать нетрадиционные технологии? Как они могут разрешить ваши информационные запросы в кратчайшие сроки с наибольшим эффектом?
3. Каковы пути и возможности интеграции ЦОР и коммуникативных технологий в процессе обучения истории?
4. Какие возможности для эффективного обучения несет с собой использование онлайн-технологий? Как можно включить в план урока компоненты Интернет-чатов, Интернет-форумов?