Общественная мысль в России во второй половине XIXв.

В обстановке кардинальных изменений, которые несла обществу новая эпоха, особенно актуальными становились вопросы будущего устройства страны.

Начиная с 40-х гг. XIX в., широкое распространение получили социалистические учения. Их стержнем является идея справедливого общественного устройства, основанная на коллективистском принципе организации общественной жизни (исключением являлась модель Ш. Фурье ). Для подавляющего числа социалистических доктрин был характерен революционный подход к делу преобразования общества.

В нашей стране идея самобытности России стала исходной базой для выработки собственной, отличавшейся оригинальностью, доктрины русского социализма, вошедшего в историю под названием крестьянского демократического социализма, или народничества. Ее основоположником был А.И. Герцен . Он считал, что Россия, в силу своей самобытности, минует капитализм и, сохранив у себя институт крестьянской общины, сможет создать у себя общество, построенное на общинных, коллективистских, т.е. социалистических началах. Таким образом, ее «отсталость» станет своего рода условием для прорыва в будущее.

Идея общинного социализма получило дальнейшее развитие во взглядахН.Г. Чернышевского . Центром его идеи был «артельный способ организации труда и производства». Что было им изложено в литературно-художественной форме в знаменитом романе «Что делать». По его мнению, крестьянская община выступала, прежде всего, базисной основой в сочетании личного интереса работника с «товарищеской формой» производства. Им была разработана концепция переходного периода, во время которого община существует наряду с капиталистическими формами хозяйствования. В конкурентной борьбе община оттесняет капитализм и утверждает коллективное производство и потребление. Социализм, по Чернышевскому должен был строиться на принципах коллективизма и равенства. Частная собственность на средства производства отменялась. В народническом социализме действуют коллективные (артельные) предприятия. В нем отсутствует частная собственность, однако регулятором такого общественного производства, наряду с планированием, который у марксистов стоит в центре организации общественного производства, в народническом социализме в качестве важного дополняющего регулятора остается рынок. Следует признать высокую эвристическую ценность этой идеи. Последующая история показала, что такие формы собственности, в рамках кооперативных связей, показали себя весьма жизнеспособными. Например, сегодня в тех же США предприятий такого типа насчитывается более десяти тысяч. Во многих странах мира существуют подобные формы собственности.

С 60-х гг. XIX в. в Россию проникают идеи марксизма, которые начинают привлекать отечественную интеллигенцию. Вскоре появляются первые марксистские кружки и организации. Крупнейшим представителем этого течения или как его называют «пионером марксизма в России» был Г.В. Плеханов . В 90-е гг. в социал-демократическое движение включаются будущие лидеры российской социал-демократии В.И. Ульянов (Ленин) , Ю.О. Цедербаум (Мартов) , Л.Д. Бронштейн (Троцкий) , И.В. Джугашвили (Сталин) и др.