Россия в годы царствования Алексея Михайловича

В июле 1645 г. Михаил Федорович умер. Однако он не оставил завещания, поскольку за прошедший период сильно изменились политические понятия на Руси, и государство, в представлении людей того времени, перестало быть вотчиной государя и прежний, считавшийся законным, способ передачи власти в форме завещания утратил к тому времени силу. Тем не менее, помня, что Романовы пришли к власти на основе решения Земского Собора, была проведена процедура выборов его 16-летнего сына Алексея. Известный немецкий путешественник Адам Олеарий в своем описании Московского государства отмечал, что царь Алексей вступил на престол по единодушному согласию всех бояр, знатных господ и всего народа. Алексей Михайлович вступал на престол уже как преемник своего отца, поэтому современники называли его «природным», т.е. наследственным царем. Тем не менее, стоит отметить, что формально самодержавие было восстановлено только в 1654 г. С этого времени царь имел титул «Царь, Государь, Великий князь и всея Великия и Малые и Белыя России Самодержец».

Молодой монарх, в отличие от своего отца, был хорошо образован, не лишен писательского дара, сам читал челобитные и другие деловые бумаги, редактировал многие важные документы. Алексей Михайлович был первым русским царем, который писал и собственноручно подписывал государственные указы.

Парадоксально, но при Алексее Михайловиче, которого прозвали «Тишайшим», страну сотрясали острые социальные конфликты. Не зря современники называли ту эпоху «бунташным веком». Острая социальная борьба, столкновение различных сословий и наличие противоречий между государством и обществом порождались целым рядом причин и факторов.

Уже в самом начале царствования Алексея Михайловича, правительство, возглавляемое Б.И. Морозовым , пользуясь бесконтрольностью со стороны верховной власти, стремилось увеличить не столько доходы казны, сколько свои собственные, пошло на сокращение жалованья служилым людям. Одновременно правительство стремилось пополнять казну за счет тяглого населения с помощью изымания с него недоимок за прошлые годы. В 1646 г. был введен высокий соляной налог. Выгоды от его сбора ожидались столь высокие, что с его введением были отменены крупные прямые налоги — стрелецкие и ямские деньги. Однако социальное озлобление от этого налога было таково, что в декабре 1647 г. он был отменен.

Отказавшись от соляного налога, правительство в целях компенсации, решило взыскать с населения за прошлые годы, отмененные до этого прямые налоги (стрелецкие и ямские деньги). Такая непродуманная, волюнтаристская политика привела летом 1648 г. к взрыву народного негодования и мощному восстанию, охватившему всю Москву.

Дело дошло до того, что стрельцы отказались выступать против восставших. Народ требовал выдачи Б.И. Морозова и наиболее ненавистных москвичам чиновников. Вслед за «соляным бунтом» в Москве волна восстаний прошла по ряду других городов России .

«Соляной бунт» и другие городские восстания были порождены, прежде всего, правовым беспределом, лихоимством и мздоимством, которые творили государственные чиновники, использовавшие свою власть и административный ресурс. Этот социальный взрыв стал выражением чувства попранной социальной справедливости и негодования и, прежде всего, со стороны представителей городских посадов и служилого сословия.

Городские восстания середины XVII в. явились результатом глубокого несоответствия между практикой правового регулирования, и теми, значительно изменившимися, общественными отношениями, на которые она распространялась. Не случайно в устных заявлениях и ряде челобитных, обращенных к царю, разные группы городского населения, жалуясь на произвол приказной администрации, требовали, чтобы управление и суд были поставлены на законные основания, которые стали бы обязательными для всех и известны всем. В целом это можно квалифицировать как выражение глубокого кризиса правовых институтов московского государства.

На совещании царя с боярами и высшим духовенством было решено образовать специальную комиссию по подготовке свода законодательных статей (Уложения). Заседавший в 1648—1649 гг. Земский Собор рассмотрел и утвердил представленный ему проект нового Уложения. В достаточно короткие сроки этот важный юридический документ был отпечатан в количестве двух тысяч экземпляров и разослан по стране. Некоторое время спустя его издавали еще два раза.

По своей социально-политической сущности этот правовой документ был своеобразным общественным договором между самодержавным и земским началом русской земли. Соборное Уложение отвечало, прежде всего, интересам средних классов. Оно отвечало и интересам государства, поскольку усиливало и законодательно закрепляло тот «тягловый» строй, который был характерен для Московского государства. И если раньше эта диктатура опиралась на волю монарха, то с этого времени, эта воля стала юридически оформленной и выражена в государственном законодательстве. Согласно нормам Уложения законодательно оформлялось крепостное право. Отменялись «урочные лета» для сыска беглых холопов. Церковь была лишена права приобретать новые вотчины. Были ликвидированы частновладельческие слободы в городах, возвращены в «тягло» белые слободы. Категорически запрещалось закладничество , т.е. переход людей, в основном скрывавшихся от государева тягла, в холопство. За нежелание быть свободным, человек подвергался жестким наказаниям. Все должны были служить только государству, и дружно тянуть «государево тягло».

Одним словом, в России законодательно был закреплен тяглый, военно-служилый, соборный строй государства. С этого времени все сословия русского общества были «рассажены» по своим местам. Им была дана законодательная «партитура», которую они должны были беспрекословно исполнять под присмотром государства. Так, по мнению законодателя, могли быть достигнуты общественное благо и социальная справедливость.

В целях дальнейшего укрепления авторитета самодержавия Алексей Михайлович широко пользовался теорией божественного происхождения царской власти. Его идеалом был Иван IV . В конце 60-х гг. дьяк Ф. Грибоедов написал «Историю о царях и великих князьях земли Русской». В этой работе автор обосновывает преемственность царей новой династии от династии Рюриковичей . В сочинении особенно подчеркивается, что царь Михаил приходился внучатым племянником первой жене Ивана Грозного Анастасии Романовне. Отсюда царь Иван IV был объявлен прадедом Алексея Михайловича.

С принятием Соборного Уложения законодательная деятельность Алексея Михайловича и его правительства не прекратилась. После 1649 г. появилось множество так называемых Новоуказных статей, вносивших в Уложение дополнительные поправки и дополнения. С развитием международной и внутренней торговлей возникала необходимость правого регулирования и этой важной стороны общественных отношений, и в этой связи появляются Указ о таможенных пошлинах, Новоторговый устав и Кормчая книга, в которой содержались нормы церковного права.

Время царствования Алексея Михайловича было отмечено острым социальным конфликтом, связанным с церковными реформами, которые проводил патриархНикон . Они привели к расколу, православной общины России и появлением сторонников Никона, и противников реформы — староообрядцев . Этот раскол привел к ослаблению Русской православной церкви, снижению ее роли в жизни общества, что имело непоправимые трагические последствия для России.

В довершение к вышеописанным событиям необходимо указать на знаменитый «медный бунт», проходивший в Москве в 1662 г., а также крупное восстание под руководством Степана Разина , охватившее в 1670—1671 гг. Дон , Среднюю и Нижнюю Волгу . Однако крепнувшая держава успешно преодолевала возникавшие острые проблемы, связанные с конфликтами, порождавшимися развитием российского общества.

В эпоху царствования Алексея Михайловича произошло важное историческое событие. В состав России добровольно вошла Украина . Этому предшествовала длительная, тяжелая и кровопролитная война украинского казачества и крестьянства против польской короны. Несмотря на определенные успехи, достигнутые повстанцами, соотношение сил было таково, что своими силами, без помощи русского государства, Украина не могла сама добиться освобождения от польского владычества. Руководитель движения Б. Хмельницкий неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой о вхождении Украины в состав России, угрожая в противном случае податься под руку турецкого султана. Однако Москва, занятая своими внутренними проблемами, стремясь оттянуть войну с Польшей , долго не принимала решения. И только осенью 1653 г. было принято судьбоносное решение, закрепленное авторитетом Земского Собора, о вхождении Украины в состав России. В январе 1654 г. на Украине участники Переяславской Рады подтвердили волю украинского народа о вхождении левобережной Украины и Киева в состав России. Поэтому лишены всяких оснований утверждения украинских националистов о том, что Украина, якобы, вошла в состав России в результате захвата и порабощения ее со стороны «москалей».

В 1654 г. Россия начала войну с Польшей, которая продолжалась до 1667 г. Долгая 13-летняя война закончилась, когда взаимное истощение обоих сторон привело к подписанию Андрусовского перемирия. Согласно его условиям России возвращались земли, отошедшие к Польше в результате польско-литовской интервенции начала XVII в. Польша признавала воссоединение Украины с Россией. Запорожская Сечь ставилась под совместный контроль России и Польши.

Царствование Алексея Михайловича было временем активных контактов русских людей с иностранцами, во множестве приезжавших тогда в Россию. Несмотря на перманентные военные конфликты с Польшей, среди верхов русского общества наблюдалось увлечение польской культурой, ее языком, музыкой, живописью. Задолго до Петра I в России стала интересоваться достижениями европейской культуры. Именно с этого времени можно говорить о зарождении в нашей стране пристального внимания к ценностям быстро развивавшейся европейской цивилизации. Именно тогда начал зарождаться синдром отставания России от Запада.

В отмеченный период мы видим распространение среди различных слоев русского населения грамотности и светского образования. Этого требовала сама жизнь: светские знания необходимы были для грамотного и эффективного управления государством, ведения торговых дел, мануфактурного производства и т.д. Русские люди имели большие способности к усвоению технических знаний и производственных навыков, и недаром Адам Олеарий советовал своим соотечественникам-немцам не открывать русским своих производственных секретов.

Несомненные успехи распространения грамотности видны среди городского населения. Российский город становится в некотором роде «локомотивом» в культурном преобразовании страны. В России стали появляться книги для практических целей. У наиболее образованных представителей придворной знати — А.Л. Ордина-Нащокина , А.С. Матвеева , князя В.В. Голицына — имелись немалые библиотеки на русском, латинском и польском языках.

В 1687 г. в Москве было основано «Славяно-греко-латинское училище», называвшееся потом Академией, которое не являлось исключительно церковным учебным заведением.

Подводя итог времени царствования Алексея Михайловича, хотелось бы в этой связи привести слова известного русского историка-академика С.Ф. Платонова , который писал: «...государство, на долю которого приходилось столько труда, не падало, а росло и крепло, и в 1676 г. оно было совсем иным, чем в 1645 г. Оно стало гораздо крепче, как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния. Только признанием за Московским государством способности к исторической жизни и развитию можно объяснить общие причины этого явления».