Русская Смута
Резюме
Московское государство прошло длительный и сложный исторический путь, постепенно эволюционируя от княжества к крупному централизованному государству. Немалую роль в этом процессе сыграла последовательная, отличавшаяся преемственностью, политика московских князей. Именно их деятельность создавала благоприятные предпосылки для выдвижения княжества в лидеры среди княжеств Северо-Восточной Руси. Это перемещение центра русской православной церкви в Москву, формирование особого режима взаимоотношений между Москвой и Золотой Ордой. Тенденция формирования самодержавной власти была устойчивой, прежде всего благодаря постоянной поддержке княжеской власти со стороны церкви, ставшей автокефальной в 1448 г. Огромное значение имел фактор резкого изменения геополитической ситуации в Европе и вокруг Москвы, произошедшей в результате развала в 40-е гг. XV в. золотоордынской империи и падения под ударами турок-османов Византийской империи в 1453 г. В этих условиях Русь пыталась найти адекватные, переживаемой ситуации, способы и формы организации общества и власти. Этот процесс обрел свои основные формы в эпоху Ивана III . Дальнейшая история выступает лишь как процесс совершенствования и развития заложенных в ту эпоху институтов нового военно-служилого государства. Благодаря этим факторам Русь превращалась в Россию .
ГЛАВА 3. РОССИЯ В XVIIВ.
Рубеж XVI и XVII вв. стал временем серьезных испытаний на прочность Московского государства, экзаменом на зрелость и мудрость русского народа.
Возникшее в те годы слово «смута» достаточно точно передает сущность этого явления, и отражает наличие глубокого системного кризиса в Московском государстве.Смута — это разрушение привычного для человека той эпохи социокультурного пространства, «порядка». Не случайно этот период участники тех событий называли «безвременьем», «нестроением», порвавшим связь времен, разрушившим привычные для той эпохи базовые ценности и представления.
При наличии целого ряда временных и региональных факторов дестабилизировавших общество, главным фактором, «запустившим» в действие механизм Смуты был фактор глубокого кризиса самодержавия, его державного начала, повлекшего за собой системный кризис, ведший к распаду московское государство. Началом этого процесса можно считать пресечение правящей династии, которая последовала после смерти царя Федора Ивановича (1584—1598 гг.).
В феврале 1598 г. решением Земского Собора царем был избран Борис Годунов . Восшествие на престол «царского шурина» создавало важный политико-юридический прецедент. Ведь согласно тогдашним представлениям царь был «божьим помазанником». Участники же Земского Собора своим решением не фиксировали «Божьей воли», а лишь выражали «человеческое хотение». Таким образом, возникал момент относительной нелегитимности нового царя. Если же он не являлся «помазанником божьим», то и власть его была небожественной, и сам он не являлся носителем высшей власти в государстве. В этой связи ослаблялась харизма нового государя, подрывалось самодержавное начало русской государственности. Ослабление власти вело к дестабилизации общества. Фурии политических страстей и ожиданий, за которыми стояли разнородные социальные интересы, все больше прорывались наружу, расшатывая основы общественного порядка.
Не случайно со времени правления Б. Годунова (1598—1605 гг.) в стране возникло явление, которого не могло быть, по определению, и которого не знала история Московского государства — скрытая борьба за власть и такой небывалый дотоле феномен как самозванство .
Силы, боровшиеся с Годуновым за власть, активно использовали против него это средство. Основанием для этого послужили события 1591 г., когда в Угличе, при невыясненных обстоятельствах погиб последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий . Существует несколько версий этого загадочного дела. Официальная версия, изложенная комиссией В.И. Шуйского , свидетельствует, что мальчик погиб во время эпилептического припадка («падучей болезни»), наколовшись на лезвие ножа горлом. Однако в народе широко ходили слухи, что Дмитрий был убит по приказу Б. Годунова. Согласно третьей версии настоящий царевич не умер, а вместо него погиб его двойник, некий «поповский сын». Сам же Дмитрий, в глубокой тайне, якобы воспитывался где-то в глухих скитах, которых было множество в те далекие времена.
Слух о появлении претендента возник уже в 1600 г. Между тем человек, назвавший себя царевичем Дмитрием , объявился в 1603 г. на Украине. Существует несколько версий относительно происхождения этой незаурядной личности. В его лице одни видели поляка или литовца, то есть западнорусского человека. Другие считали его внебрачным сыном польского короля Стефана Батория , третьи полагали, что этот молодой человек был специально подобран и воспитан недоброжелателями из боярской среды с целью свержения Б. Годунова. Царское правительство тогда же распространило версию, что претендентом на престол является, якобы, беглый монах Чудова монастыря — Григорий Отрепьев . Многие в стране искренне верили, что это был истинный сын Ивана Грозного .
Получив поддержку со стороны польской короны, а также со стороны населения молодой авантюрист сумел взойти на «родительский престол». 30 июля 1605 г. он торжественно венчался на царствование в Успенском соборе Кремля. В период его 11-месячного царствования резко сократилось доносительство. При нем была введена широкая свобода торговли, удивлявшая даже иностранцев. Дмитрий был первым, кто задолго до Петра выдвинул идею формирования Союза христианских государств в борьбе против Турции.
Однако в столице зрел против него заговор, во главе которого стояли Шуйские. В результате царь Дмитрий был убит узкой кучкой заговорщиков 17 мая 1606 г.
После гибели Дмитрия Россия в третий раз оказалась без царя. Однако 19 мая 1606 г. на московский престол, уже совсем нелегитимно, узким кругом людей был «выкрикнут» князь В.И. Шуйский. При восшествии на престол он подписал составленную боярами «крестоцеловальную запись». Это была первая в России попытка ограничения самодержавия. И этот факт стал главной причиной непопулярности Василия Шуйского, давшего уступки боярству. Как отмечал В.О. Ключевский : «Со времен Шуйского в выборном царе с ограниченной властью видели партийного государя, орудие боярской олигархии».
Его воцарение, по мнению многих историков, можно считать поворотным пунктом Смуты. Она приняла общенациональный характер. В народе все шире распространялись слухи о якобы чудесном спасении Дмитрия. Огромное число русских городов и земель отложилось от Москвы и не признавало власть «боярского царя». С лета 1606 г. в стране развернулось мощное социальное движение под руководством И.И. Болотникова . В столкновениях с восставшими царские войска несколько раз терпели поражения. Осенью 1606 г. отряды Болотникова подходили даже к Москве . Однако, после того, как в стане восставших произошел раскол, и движение ослабло, их отряды ушли в Калугу . Летом 1607 г. они перешли в Тулу и там укрепились. Вскоре они были осаждены царскими войсками. Окончательное поражение восставших произошло в октябре 1607 г. Сам руководитель восстания И.И. Болотников был отправлен на север, в Каргополь , где и был утоплен.
Важным фрагментом Смуты, кстати, косвенно подтверждавшим огромную популярность в народе имени Дмитрия, стало появление и действия самозванца, вошедшего в историю под именем Лжедмитрия II , или «тушинского вора».
Таким образом, можно считать, что в стране определенное время существовали две власти. К этому следует добавить, что значительная часть русских городов и земель, которая не признала власти Шуйского, присягала самозванцу.
Следующим этапом Смуты, способствовавшим ее эскалации, стала открытая польско-литовская интервенция. Она началась летом 1609 г. Официальным поводом для вторжения польских войск на русскую территорию, стало заключение союза между Россией и Швецией .
В сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск . Летом 1610 г. после разгрома поляками царских войск под Клушиным Василий Шуйский был низложен и пострижен в монахи. Власть в стране перешла к семи членам Боярской Думы. В условиях Смуты и полного паралича государственной власти, они приняли решение пригласить на царский трон сына Сигизмунда III , польского королевича Владислава . В августе 1610 г. представителями Боярской Думы был заключен договор, признававший русским царем польского королевича. Однако, справедливости ради, следует отметить, что в нем были четко регламентированы ограничительные нормы. Согласно статьям договора максимально гарантировались московские порядки и обычаи во всех сферах общественной жизни, включая веру и церковь. Более того, при восшествии на престол Владислав должен был принять православный обряд крещения. Правда, этот вопрос был на время отложен. Однако польский претендент на русский престол так и не принял православия, что свидетельствовало о том, что заключенный в августе 1610 г. договор, не имел юридической силы, ибо одна из договаривавшихся сторон не выполнила его важнейших условий.
В ходе всех этих мероприятий, как-то постепенно и незаметно, в Москву, а затем в Кремль, были впущены польские войска. Польским комендантом русской столицы стал польский гетман С. Жулкевский .
Господство и бесчинства поляков в столице и других местах усиливали недовольство русских людей иноземным засильем. Под влиянием грамот и писем, рассылаемых московским патриархом Гермогеном , в 1611 г. в стране было сформировано первое народное ополчение, затем в 1612 г. — второе ополчение, под руководством нижегородского старосты К.М. Минина и князя Д.М. Пожарского , которое в октябре 1612 г. освободило Москву от интервентов.
История Смутного времени во многом поучительна и актуальна. Она убедительно подтверждает известный вывод о том, что ослабление государственной власти в России, ее регулирующей роли всегда приводило к глубокому общественному кризису, усилению хаоса и анархии. История Смуты еще раз подтверждает, что немаловажную роль на крутых поворотах истории играет нравственное состояние нации, вся система духовных ценностей, которым следуют как народ, так и власть.