Развитие отношений с Содружеством Независимых Государств

– в 1992 г. возобладала т.н. "доктрина Козырева" (глава МИД): все геополитическое пространство бывшего Союза – сфера жизненных интересов России – вызвала негативную реакцию в Прибалтике, наУкраине и в Казахстане – обвинения России в экспансионизме и имперских устремлениях, разговоры о пересмотре границ на неофициальном уровне;

– со времени отставки А. Козырева (главой МИД назначен Е.М. Примаков) концепция взаимозависимости стран СНГ и их интеграционного развития. Создан Межгосударственный комитет стран Содружества; между Россией, Белоруссией, Казахстаном и республиками Средней Азии утвержден устав СНГ;

– после распада СССР России пришлось участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в "Ближнем зарубежье" (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан);

– в 1996 г. подписание российско-белорусского союзного договора (Ельцин – Лукашенко) – особо близкие отношения;

– лишь в 2001 г. был ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией иУкраиной (разработанный в 1999 г.). Сложные взаимоотношения, раздел Черноморского флота, признаниеКрыма и Севастополя за Украиной, проблемы поставок газа.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной задачей в области внешней политики. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления ее как современного государственного образования. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос, будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия. Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. "Тюркский" и "исламский" факторы в условиях ослабления России как геополитического субъекта стали активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные стандарты, в том числе и азербайджанский.

В настоящее время на постсоветском пространстве все отчетливее проявляются контуры новых центров силы, которые с точки зрения США и их союзников являются своего рода противовесами России. В2003 г. не без помощи Запада произошла смена руководства Грузии, а в 2004 г. – в Украине. В результате революционных по своей сути способов захвата власти к руководству в этих странах пришли силы, ориентированные на вступление в западные структуры и создание альтернативных СНГ и России объединений. Благодаря поддержке Запада Украина превращается во второй центр влияния после России на пространстве СНГ. Зоной влияния Киева, возможно, в обозримой перспективе станет ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) — организация, которая была создана по инициативе Вашингтона и изначально по своей сути носила антироссийский характер.

Сама логика процессов, происходящих на территории бывшего СССР, свидетельствует, что происходит вытеснение России из многих жизненно важных геополитических сфер. После свершения очередной революции в Киргизии в 2005 г. велика вероятность аналогичных событий в других странах СНГ. В этой связи Президент России В.В. Путин отмечал, что США стремятся изолировать Россию и ограничить возможности по развитию ее отношений с соседями, а также готовят и провоцируют перманентные революции, которые способны превратить постсоветское пространство в зону конфликтов на югославский манер.

Деятельность РФ на международной арене свидетельствует о желании играть заметную роль в мировой политике, добиваться мирного разрешения конфликтов в отношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением, Россия утратила значительную часть своего влияния на международной арене и не всегда в состоянии успешно отстаивать свои интересы. Усиление экономического потенциала России и отказ от стереотипов прошлого должны помочь России выйти на качественно новый уровень в международных отношениях.

 

 

39. "Смена эпох"

В результате парламентских и президентских выборов в России расстановка социально-политических сил серьезно изменилась. Впервые за все постсоветское время в Думе сложилось правоцентристское большинство. Левые в период выборных кампаний так и не смогли выдвинуть эффективную альтернативную программу развития России. Даже программа КПРФ находилась в рамках правого спектра. С первых заседаний новой Думы власть успешно использовала механизм "плавающегобольшинства", когда для решения одних вопросов проправительственное "Единство" блокировалось с правыми фракциями – СПС, "Яблоком", для других – с левоконсервативными — КПРФ, аграриями.

Благодаря новому президенту возрос уровень доверия к власти. С избранием В.В. Путина, назревшая идея реформирования государственной власти, получила реальное воплощение:

реформа федеральных округов (13 мая 2000 г.) стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный),Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа. Вместо "полномочных представителей Президента РФ в регионах" в каждом из созданных федеральных округов назначался "полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах" (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов. Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента,создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ;

– в середине мая 2000 г. проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции1993 г. являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации. В результате губернаторы потеряли представительство в Совете Федерации, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность;

– в качестве нового составного элемента исполнительной власти России создан Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. Госсовет, получил исключительно совещательные полномочия: законодательные полномочия Совета Федерации к нему не перешли. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ;

– в июле 2000 г. была принята рассчитанная на десятилетие правительственная программа действий, получившая по имени своего главного разработчика название "программа Грефа". Ее цель – создание полноценного рынка, основанного на частной инициативе, освобожденной от чиновничьего произвола;

– в развитии промышленности в 2000–2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.);

– продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.);

– в социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству;

– ряд важных шагов в 2000 г. был сделан в военной сфере. Серьезные коррективы в планы военной реформы внесла гибель 12 августа 2000 г. атомной подводной лодки "Курск" — гордости отечественного флота;

– приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны;

–1 января 2001 г. был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В целом меры по финансовой стабилизации позволили добиться сокращения бюджетного дефицита – в 2001 г. впервые был принят бездефицитный бюджет;

– в2001 г. разграничены полномочия между регионами и центром;

– создание Стабилизационного фонда;

судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г.). Приняты Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Трудовой и другие кодексы. Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных. В 2003 г. вышел Указ о создании судов присяжных в Москве;

– в 2002 г. происходит укрепление правоохранительной системы, проведена;

– проведена реформы местного самоуправления, ЖКХ и естественных монополий;

– в 2003 г. происходит удвоение валового внутреннего продукта, достижение конвертируемости рубля, проведена административная реформа;

– в 2003 г. начинается процесс укрупнения регионов. 7 декабря 2003 г. состоялся референдум об объединении двух субъектов РФ – Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в один — Пермский край;

– принятие Федеральной целевой программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)". Предусмотрено осуществление мер, направленных на оптимизацию численности государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления: замена отраслевого принципа функциональным, постепенный отказ от оказания государством не свойственных ему общественных услуг, привязка зарплаты чиновников к результатам их работы и др.

Таким образом, новый стиль, заявленный Путиным во внутренней политике, состоял в том, что он позволил либералам продолжить экономические преобразования, но ограничил их возможность влиять на решение политических вопросов. В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. на 38% вырос ВВП, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, инфляция была снижена более чем в три раза. Это позволило заметно сократить до уровня 1992–1993 гг. государственный внешний долг и поставить вопрос передмеждународными финансовыми учреждениями о возможности досрочного погашения оставшегося долга России. Положительная макроэкономическая динамика, рост резервов помогли власти поддерживать устойчивый профицит бюджета. Также заметно выросли реальные доходы населения и потребительские расходы.