Второй президентский срок Ельцина

В начале весны 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, также как и вера в способность властей переломить ситуацию. Во многих регионах граждане готовили акции протеста.

В этих условиях в состав правительства В.С. Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров –губернатора Нижнего Новгорода Б.Е. Немцова и А.Б. Чубайса, возглавлявшего президентскую администрацию:

– предложение Думе о секвестре неисполнимого бюджета;

– приступили к реальному регулированию естественных монополий, таких как РАО ЕЭС, "Газпром";

– выплатили долги пенсионерам;

– предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам.

Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Во всяком случае, об этом постоянно говорилВ.С. Черномырдин. Начавшийся осенью 1997 г. в Азии финансовый кризис привел к падению всевозможных индексов и котировок акций, в конце 1997 г. докатился до России: усиливается кризис неплатежей, задолженность по зарплате бюджетникам и государственный долги растут (стремительно нарастают обязательства по ГКО).

23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С.В. Кириенко. Правительственный кризис способствовал резкому обострению в отношениях президента и парламента: Государственная Дума утвердила кандидатуру нового премьера только с третьего захода. Президент Ельцин вынужден был пойти на новые кадровые чистки (в отставку снова отправили А.Б. Чубайса, а также министра внутренних дел А. Куликова). К 8 мая 1998 г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета.

В мае-июне 1998 г. ухудшение ситуации на финансовом рынке приобрело катастрофический характер, что было вызвано, в том числе падением мировых цен на сырье (на 30% – на металл и в два раза – на нефть) и на акции российских кампаний. Правительством была предложена антикризисная (стабилизационная) программа. Оно выступило с заявлением об ужесточении бюджетной политики, обратившись одновременно за помощью к главам государств США и Германии, а также МВФ.

Главным условием выдачи кредита от Мирового банка на 1998 г. было дробление естественных монополий. Поэтому правительство приступило к разработке плана "вертикальной и горизонтальной перестройки" в таких отраслях, как транспортировка нефти, энергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, телекоммуникации.

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику:

– повышение ставок налогов;

– повышение торговых пошлин.

Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок привел сначала к новому росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. 17 августа ознаменовалось:

– фактическим финансовым банкротством России;

– падением рынка государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Правительство было вынуждено:

– прекратить выплату процентов по долгам международным заемщикам;

– объявить о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств.

Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% – импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев. В этих условиях отставка кабинета С.В. Кириенкооказалась неизбежной. Президент Ельцин попытался вновь вернуть к власти бывшего премьераВ.С. Черномырдина, однако его кандидатура вызвала резкое недовольство левоцентристского большинства Госдумы. Начался поиск реального претендента на должность премьер-министра. Выбор был сделан в пользу министра иностранных дел Е.М. Примакова, который и стал руководителем антикризисного правительства, получив поддержку парламента.

10 сентября 1998 г. премьер-министром, по предложению Госдумы, президент Ельцин назначилЕ.М. Примакова. После тяжелейшего экономического кризиса начинается медленный подъем отечественной промышленности (ставшей более конкурентоспособной из-за девальвации рубля). В поисках преемника президент Ельцин меняет премьер-министра Примакова на С.В. Степашина (май1999 г.), затем Степашина на В.В. Путина (август 1999 г.).

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу.Они принесли следующие результаты: наибольшее количество избирателей проголосовало за КПРФ (24,3%, лидер –Г.А. Зюганов) и созданный правительством В.В. Путина, блок "Единство" (23,5%) кроме них преодолели 5%-ый барьер блоки "Отечество вся Россия" (ОВР, лидеры – Е.М. Примаков и Ю.М. Лужков) и "Союз правых сил" (СПС, лидеры – С.В. Кириенко и Б.Е. Немцов), партии "Яблоко" (лидер – Г.А. Явлинский) и ЛДПР (лидер – В.В. Жириновский). С учетом выборов по одномандатным округам эти избирательные объединения получили:

КПРФ – 113 мест,

"Единство" – 72 места,

ОВР – 66 мест,

СПС – 29 места,

"Яблоко" – 21 место,

ЛДПР – 17 мест.

132 депутата прошли в Государственную Думу как независимые.

В результате в Государственной Думе было образовано 6 фракций (из избирательных объединений, прошедших в Думу) и 4 депутатских группы (минимум – 35 депутатов):

– фракция КПРФ (94 депутата) и Аграрно-промышленная депутатская группа (35 депутатов) – левые (129 мест),

– фракция "Единство" (81 депутат) и группа "Народный депутат" (58 мест), фракция ОВР (45 депутатов) и группа "Регионы России" (40 депутатов) – центристы (224 места),

– ЛДПР (17 депутатов),

– "Яблоко" (21 депутат),

– "Союз правых сил" (СПС) – радикальные либералы (33 места). Кроме того, 26 депутатов на момент начала работы Государственной Думы III созыва так и не вошли не в одну фракцию или депутатскую группу

В декабре 1999 г. Ельцин принимает решение уйти в отставку и на выборах 26 марта 2000 г. президентом России становится В.В. Путин.

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых государств (СНГ)произошло изменение положения России на международной арене.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:

– сохранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

– добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ;

– расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи; это рассматривалось как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия строила свои международные связи по трем основным направлениям:

1) отношения с дальним зарубежьем;

2) отношения с бывшими союзными республиками ближним зарубежьем;

3) отношения со странами – бывшими участницами ОВД СЭВ.

Главным направлением "большой" внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения:

США остались единственной сверхдержавой, стремящейся диктовать свою волю и играть решающую роль в мировой политике, что мешало установить по-настоящему близкие взаимоотношения.

– не были до конца изжиты стереотипы "холодной войны".

– в 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.).

– 3–5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был подписан ряд совместных документов, в том числе: о принципах стратегической стабильности, о создании в Москве совместного центра обмена данными о пусках ракет и космических носителях, об утилизации оружейного плутония, о сотрудничестве в области борьбы с глобальным потеплением.

– в феврале 2001 г. отношения США и России осложнились: к уже существовавшим разногласиям (Чечня, свобода в России, договор по ПРО и др.) добавились арест П. Бородина, госсекретаря Союзного государства Россия – Беларусь, и задержание агента ФБР Р. Хансена.

– переломным моментом в отношениях между нашими странами явились трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибло свыше 6 тыс. человек. Россия не только первой выразила соболезнования американскому народу и правительству, но и подтвердила готовность быть партнерами в борьбе против международного терроризма;

– в ноябре 2001 г. российско-американский диалог был продолжен официальным визитом Президента Российской Федерации В.В. Путина в США, где теоретически были открыты новые перспективы поиска взаимопонимания и конструктивного сотрудничества.

– 24–26 мая 2002 г. в Москве состоялись официальныепереговоры Д. Буша и В. Путина. По их завершении был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов,предусматривающий снижение к 2012 г. количества ядерных боеголовок у каждой из сторон с 5–6 тыс. до 1700–2200 единиц; подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США; принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана Рабочая группа поборьбе с терроризмом; решено начать диалог о расширении экспорта российской нефти в США и участии американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

– в ноябре 2002 г. состоялся четырехдневный визит Путина в США. Этот визит знаменовал продолжение начавшегося с 11 сентября процесса сближения между Россией и США.

– в марте 2003 г. за последние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию – не дала втянуть себя в иракский кризис, оставаясь заинтересованной в сохранении сотрудничества с США.

– в 2003–2005 гг. спонсорство США "оранжевых революций" в странах СНГ.

– в 2006 г. отказ США пустить Россию в ВТО, продажа российского оружия Венесуэле, американские санкции против российских компаний.

В настоящее время отношения России и США находятся в относительной стабильности, которую необходимо поддерживать и быть настоящими союзниками, чтобы победить такого опасного врага, каким является международный терроризм.

В 1993–1994 гг. между Россией и государствами ЕС заключаются соглашения о партнерстве и сотрудничестве:

– в июле 1993 г. Президента Б.Н. Ельцина приглашают на традиционную ежегодную встречу лидеровсеми ведущих стран мира (7+1), проходившую в Токио.

– в мае 1994 г. руководство НАТО предлагает России статус специального партнера в рамках программы "Партнерство во имя мира" – МИД (А. Козырев) говорит о необходимости еще более тесного партнерства, но выступает против намечающегося расширения НАТО на восток (Польша, Чехия, Венгрия).

– в августе 1994 г. завершен вывод российских войск из Германии, стран Восточной Европы иПрибалтики.

Россия принята в число членов МВФ,ей удалось добиться отсрочки платежей за долги бывшего СССР, правопреемницей которого она признана. В январе 1996 г. произошло принятие России в Совет Европы(часть членов Совета возражала из-за войны в Чечне).

Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия принимает участие в разрешении крупнейших вооруженных конфликтов в мире (конфликт на Балканах, "Иранская проблема", конфликт на Ближнем Востоке).

Позитивные результаты во внешнеполитической деятельности были достигнуты в 2002 г.:

– в середине мая 2002 г. в Рейкьявике состоялась встреча министров иностранных дел НАТО иРоссии, которая была призвана завершить разработку нового механизма взаимодействия сторон.

– 28 мая главы 20 государств подписали Римскую декларацию о создании Совета "Россия — НАТО".Двусторонний совет – орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание такого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят международный терроризм и другие угрозы со стороны экстремистских организаций, региональные конфликты. Двусторонний совет призван осуществлять взаимодействие между Россией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, нестратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях.

Весной 2004 г. Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран БалтииЭстонии, Латвии и Литвы. В результате этих действий оказались серьезно затронуты жизненные интересы нашей страны, ее безопасность. Воздушное пространство Прибалтийских государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт-Петербурга на удалении пяти минут подлетного времени. Россия и сегодня подчеркивает, что не изменила своего отношения к "механическому расширению блока, ибо это не соответствует нынешней эпохе". Слабым утешением служит заявление руководства альянса, сделанное в сентябре 2004 г., о том, что "никаких планов по размещению баз дальше на Восток не существует ни у НАТО, ни у США".

На современном этапе Россия должна осознать свои национальные интересы и отстоять право на самостоятельный и независимый путь развития. В области внешней политики основной задачей России является реализация своих национальных интересов при соблюдении норм международного права.

Взаимоотношения с отдельными странами "дальнего зарубежья"

– сведены до минимума торговые взаимоотношения со странами бывшего СЭВ, основным торговым партнером России становится объединенная Германия.

– особую позицию занимает Россия по отношению к Югославии (защита режима С. Милошевича, против военной операции НАТО в 1999 г., за дипломатические методы разрешения конфликта).

– в 2003 г. Россия (совместно с Германией и Францией) возражала против силового сверженияправящего режима в Ираке, обвиненном США в производстве оружия массового поражения. Российское руководство настаивало на усилении роли ООН в решении иракской проблемы.

– расширение контактов со странами Азии (Южной Кореей, Японией), активное торговое сотрудничество; удается "заморозить" проблему 4 островов Курильской гряды.

– на новый этап вышли отношения с Индией и Китаем. В декабре 2002 г. состоялись визитыВ.В. Путина в эти страны. Вступил в силу российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

– в мае 2003 г. на саммите в Москве было завершено организационное и правовое оформлениеШанхайской организации сотрудничества как полноправной международной организации.

В целом руководство страны довольно успешно решало проблемы внешнеполитической деятельности РФ, что самым непосредственным образом сказывалось на повышении ее международного влияния.