Карибский кризис

Берлинский вопрос

В 1955 г., после урегулирования отношений между ФРГ и СССР, открытым оставался Берлинский вопрос. Предложения СССР по вопросу:

– объявить Западный Берлин вольным городом (предложение не принято);

– созвать специальную комиссию для выработки мирного договора с Германией;

– СССР пригрозил подписать мирный договор лишь с ГДР с вытекающими отсюда последствиями;

– состоялась встреча Хрущева и нового президента США Д.Ф. Кеннеди (в июле 1961 г. в Австрии) – германский вопрос не был решен;

последствия: 12 августа 1961 г. власти ГДР возвели за одну ночь стену вокруг Западного Берлина;

– это событие усилило напряженность:

а) попытки разрушить стену;

б) появились американские танки;

в) навстречу вышли советские танки;

– СССР первым отвел танки по инициативе Хрущева;

– через четыре года подписано четырехстороннее соглашение о Западном Берлине – город принял особый статус.

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, и СССР первым признал новое правительство Кубы. Признание Кубы СССР послужило поводом для беспокойства США (стали проводить военные провокации).

Ход дальнейших событий:

– в заливе Кочинос высадились кубинские контрас и были разгромлены кубинскими войсками;

– Хрущев посылает Кеннеди протест в связи с покровительством США кубинским контрас;

СССР размещает на Кубе ракеты, способные нести ядерные заряды;

Причины: а) сохранить социализм на Кубе;

б) создать угрозу территории США;

– американская авиация обнаружила развертывание ракет на территории Кубы;

– в ООН американцы развернули фотовыставку размещения советских ракет на Кубе (советская сторона факт размещения отрицала);

– 22 октября американские корабли блокировали Кубу;

мир оказался на пороге ядерной войны;

– 27–28 октября 1962 г. Н.С. Хрущев и Д.Ф. Кеннеди обменялись посланиями:

Последствия:

а) СССР согласился демонтировать ракеты;

б) США гарантировали безопасность Кубы.

5 августа 1963 г. в Москве был подписан договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: атмосфере, космосе, под водой.

Итоги: Советская внешняя политика этого периода прошла путь от жесткого блокового противостояния к попыткам компромиссов и соглашений. Важную роль во внешней политике играли амбиции лидеров и главенствующая роль идеологии над политикой.

 

 

36. Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. следует разбить на два этапа:

1.Вторая половина 60-х – начало 70-х гг.

2. Вторая половина 70-х – начало 80-х гг.

На первом этапе в стране наблюдается две тенденции:

1. Свертывание демократических преобразований и консервативная идеология.

2. Проведение экономической реформы.

С приходом к власти Л.И. Брежнева руководство страны возвращается к централизованному управлению:

– ликвидировано территориальное управление промышленностью (совнархозы);

– восстановлены отраслевые министерства и возрастает их число.

Суть экономической реформы (косыгинская реформа)

(Пленум ЦК КПСС, сентябрь 1965 г.):

совершенствование планирования и экономического стимулирования в промышленном производстве:

– созданы крупные государственные комитеты (ГОССНАБ, ГОСКОМЦЕН и другие);

– предприятия получили некоторую автономию:

а) число обязательных показателей было сведено к минимуму,

б) сохранились валовые показатели,

в) введены новые показатели: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, сумма централизованных капиталовложений,

г) часть доходов оставалась в распоряжении предприятий,

д) увеличивались премии в случае перевыполнения планов,

е) фонды стимулирования были разбиты на три части: материального стимулирования,соцкультбыта, самофинансирования;

– усилилось экономическое стимулирование предприятий, по предложению Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина вводился хозрасчет.

Но не были осуществлены:

– реабилитация рыночных отношений;

– переход к социалистическому рынку (пример чехов и венгров);

– переход к самоуправлению (югославский вариант).

Итоги: главной причиной постоянных сбоев в экономике было господство командно-административной системы, принадлежность предприятий к тому или иному ведомству. Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды недостаточно стимулировали рабочих.

Аграрный сектор

(Пленум ЦК КПСС март 1965 г.)

– увеличение финансирования сельского хозяйства;

– повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

– активизация решений социальных проблем села;

– переход от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим;

– принятие программы химизации и мелиорации;

– намечалось возрождение личного подсобного хозяйства.

Итоги: мероприятия оживили хозяйственную деятельность села. Улучшилось продовольственное снабжение города, но новые условия хозяйствования не вписывались в старую систему управления.

Начало реформ в промышленности и сельском хозяйстве ускорило экономический рост, восьмая пятилетка была выполнена по ряду показателей.

Но в начавшихся преобразованиях было много противоречий, которые привели к свертыванию, а затем и провалу провозглашенной политики.

Основные противоречия:

– самостоятельность предприятий и центральные ведомства;

– концентрация производства и громоздкие объединения;

– внедрение НТР и реальный механизм хозяйствования.

Все эти противоречия, а также отсутствие стимулов к высокоэффективному труду привели к снижению темпов роста производительности труда.

В начале 70-х гг. в партийном руководстве четко стали просматриваться две тенденции экономической стратегии:

1. Развитие сельского хозяйства, тяжелой промышленности, оборонной промышленности (сторонник Брежнев, консервативная линия).

2. Развитие легкой промышленности, повышение уровня жизни граждан (сторонник Косыгин, прогрессивная линия).

В борьбе двух стратегий победу одержал Брежнев. Второй этап экономического развития характеризуется ухудшением положения в экономике.