Карибский кризис
Берлинский вопрос
В 1955 г., после урегулирования отношений между ФРГ и СССР, открытым оставался Берлинский вопрос. Предложения СССР по вопросу:
– объявить Западный Берлин вольным городом (предложение не принято);
– созвать специальную комиссию для выработки мирного договора с Германией;
– СССР пригрозил подписать мирный договор лишь с ГДР с вытекающими отсюда последствиями;
– состоялась встреча Хрущева и нового президента США Д.Ф. Кеннеди (в июле 1961 г. в Австрии) – германский вопрос не был решен;
– последствия: 12 августа 1961 г. власти ГДР возвели за одну ночь стену вокруг Западного Берлина;
– это событие усилило напряженность:
а) попытки разрушить стену;
б) появились американские танки;
в) навстречу вышли советские танки;
– СССР первым отвел танки по инициативе Хрущева;
– через четыре года подписано четырехстороннее соглашение о Западном Берлине – город принял особый статус.
1 января 1959 г. на Кубе победила революция, и СССР первым признал новое правительство Кубы. Признание Кубы СССР послужило поводом для беспокойства США (стали проводить военные провокации).
Ход дальнейших событий:
– в заливе Кочинос высадились кубинские контрас и были разгромлены кубинскими войсками;
– Хрущев посылает Кеннеди протест в связи с покровительством США кубинским контрас;
– СССР размещает на Кубе ракеты, способные нести ядерные заряды;
Причины: а) сохранить социализм на Кубе;
б) создать угрозу территории США;
– американская авиация обнаружила развертывание ракет на территории Кубы;
– в ООН американцы развернули фотовыставку размещения советских ракет на Кубе (советская сторона факт размещения отрицала);
– 22 октября американские корабли блокировали Кубу;
– мир оказался на пороге ядерной войны;
– 27–28 октября 1962 г. Н.С. Хрущев и Д.Ф. Кеннеди обменялись посланиями:
Последствия:
а) СССР согласился демонтировать ракеты;
б) США гарантировали безопасность Кубы.
5 августа 1963 г. в Москве был подписан договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: атмосфере, космосе, под водой.
Итоги: Советская внешняя политика этого периода прошла путь от жесткого блокового противостояния к попыткам компромиссов и соглашений. Важную роль во внешней политике играли амбиции лидеров и главенствующая роль идеологии над политикой.
36. Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. следует разбить на два этапа:
1.Вторая половина 60-х – начало 70-х гг.
2. Вторая половина 70-х – начало 80-х гг.
На первом этапе в стране наблюдается две тенденции:
1. Свертывание демократических преобразований и консервативная идеология.
2. Проведение экономической реформы.
С приходом к власти Л.И. Брежнева руководство страны возвращается к централизованному управлению:
– ликвидировано территориальное управление промышленностью (совнархозы);
– восстановлены отраслевые министерства и возрастает их число.
Суть экономической реформы (косыгинская реформа)
(Пленум ЦК КПСС, сентябрь 1965 г.):
– совершенствование планирования и экономического стимулирования в промышленном производстве:
– созданы крупные государственные комитеты (ГОССНАБ, ГОСКОМЦЕН и другие);
– предприятия получили некоторую автономию:
а) число обязательных показателей было сведено к минимуму,
б) сохранились валовые показатели,
в) введены новые показатели: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, сумма централизованных капиталовложений,
г) часть доходов оставалась в распоряжении предприятий,
д) увеличивались премии в случае перевыполнения планов,
е) фонды стимулирования были разбиты на три части: материального стимулирования,соцкультбыта, самофинансирования;
– усилилось экономическое стимулирование предприятий, по предложению Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина вводился хозрасчет.
Но не были осуществлены:
– реабилитация рыночных отношений;
– переход к социалистическому рынку (пример чехов и венгров);
– переход к самоуправлению (югославский вариант).
Итоги: главной причиной постоянных сбоев в экономике было господство командно-административной системы, принадлежность предприятий к тому или иному ведомству. Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды недостаточно стимулировали рабочих.
Аграрный сектор
(Пленум ЦК КПСС март 1965 г.)
– увеличение финансирования сельского хозяйства;
– повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
– активизация решений социальных проблем села;
– переход от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим;
– принятие программы химизации и мелиорации;
– намечалось возрождение личного подсобного хозяйства.
Итоги: мероприятия оживили хозяйственную деятельность села. Улучшилось продовольственное снабжение города, но новые условия хозяйствования не вписывались в старую систему управления.
Начало реформ в промышленности и сельском хозяйстве ускорило экономический рост, восьмая пятилетка была выполнена по ряду показателей.
Но в начавшихся преобразованиях было много противоречий, которые привели к свертыванию, а затем и провалу провозглашенной политики.
Основные противоречия:
– самостоятельность предприятий и центральные ведомства;
– концентрация производства и громоздкие объединения;
– внедрение НТР и реальный механизм хозяйствования.
Все эти противоречия, а также отсутствие стимулов к высокоэффективному труду привели к снижению темпов роста производительности труда.
В начале 70-х гг. в партийном руководстве четко стали просматриваться две тенденции экономической стратегии:
1. Развитие сельского хозяйства, тяжелой промышленности, оборонной промышленности (сторонник Брежнев, консервативная линия).
2. Развитие легкой промышленности, повышение уровня жизни граждан (сторонник Косыгин, прогрессивная линия).
В борьбе двух стратегий победу одержал Брежнев. Второй этап экономического развития характеризуется ухудшением положения в экономике.