Февральская революция

Начало революции: 23 февраля началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая стала всеобщей, а затем переросла в вооруженное восстание.

Движущие силы революции: буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии.

Характер революции: буржуазно-демократический.

Хронология событий:

– 23 февраля бастовало 128 тыс. рабочих;

– 24 февраля – первое столкновение с полицией, так как солдаты в столкновениях не участвовали;

– 25 февраля забастовка стала всеобщей, начались митинги и собрания (армия митингующих не разгоняла);

– 26 и 27 февраля – попытки командующего Петроградским военным округом С.С. Хабалованавести порядок: вызов дополнительных воинских частей, расстрел демонстрации рабочих, массовые аресты;

– 27 февраля царь получает телеграммы от императрицы и председателя Думы М.В. Родзянко о положении в городе.

Царь возлагает ответственность за беспорядки в столице на Госдумуи предписывает ее распустить. Солдаты Петроградского гарнизона переходят на сторону восставших, захватив ключевыеобъекты в городе. Образуются Временный комитет Госдумы (председатель М.В. Родзянко) иПетроградский совет рабочих и солдатских депутатов (председатель Н.С. Чхеидзе). Возникает режим двоевластия.

Петросовет издал "Приказ №1" о подчинении армии Совету.

В армии созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам.

В ночь со 2 на 3 марта в Пскове Николай II в присутствии А.И. Гучкова и В.В. Шульгина отрекся от престола в пользу своего брата Михаила.

3 марта Великий князь Михаил Александрович заявил о своем отречении от престола, так как не располагал военной силой.

Самодержавие в России было свергнуто.

Историческое значение Февральской революции:

– ликвидация монархии;

– образование двоевластия.

 

24.В начале XX в. предкризисное, а затем и кризисное состояние общества способствовало расцвету культуры. Революция 1905–1907 гг. способствовала росту Российской культуры, появлению новых творческихличностей, обогативших все жанры традиционной культуры.

Образование (просвещение)

Стремясь к индустриальному обществу, царское правительство уделяло внимание развитию образования в стране. Наблюдался рост образования, но он не отвечал потребностям страны:

– процент грамотных к 1917 г. увеличился на 30%;

– возросли темпы развития начального, среднего и высшего образования;

– начальных школ ежегодно создавалось по 5,5 тысяч;

– значительная часть школ была в ведении Синода;

– процент детей, которые по возрасту должны были обучаться в начальной школе, составлял – 42%;

– зарплата у учителей была низкая;

– в 1910 г. Дума приняла постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения;

– Дума рассматривала вопрос о всеобщем начальном образовании;

– увеличилось число гимназий и реальных училищ;

– были созданы коммерческие училища;

– были основаны и открыты новые политехнические институты (Киев, Петербург), технологический институт (Томск), женский педагогический институт (Петербург), свыше 30 высших женских курсов.