Февральская революция
Начало революции: 23 февраля началась забастовка рабочих Путиловского завода, которая стала всеобщей, а затем переросла в вооруженное восстание.
Движущие силы революции: буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии.
Характер революции: буржуазно-демократический.
Хронология событий:
– 23 февраля бастовало 128 тыс. рабочих;
– 24 февраля – первое столкновение с полицией, так как солдаты в столкновениях не участвовали;
– 25 февраля забастовка стала всеобщей, начались митинги и собрания (армия митингующих не разгоняла);
– 26 и 27 февраля – попытки командующего Петроградским военным округом С.С. Хабалованавести порядок: вызов дополнительных воинских частей, расстрел демонстрации рабочих, массовые аресты;
– 27 февраля царь получает телеграммы от императрицы и председателя Думы М.В. Родзянко о положении в городе.
Царь возлагает ответственность за беспорядки в столице на Госдумуи предписывает ее распустить. Солдаты Петроградского гарнизона переходят на сторону восставших, захватив ключевыеобъекты в городе. Образуются Временный комитет Госдумы (председатель М.В. Родзянко) иПетроградский совет рабочих и солдатских депутатов (председатель Н.С. Чхеидзе). Возникает режим двоевластия.
Петросовет издал "Приказ №1" о подчинении армии Совету.
В армии созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам.
В ночь со 2 на 3 марта в Пскове Николай II в присутствии А.И. Гучкова и В.В. Шульгина отрекся от престола в пользу своего брата Михаила.
3 марта Великий князь Михаил Александрович заявил о своем отречении от престола, так как не располагал военной силой.
Самодержавие в России было свергнуто.
Историческое значение Февральской революции:
– ликвидация монархии;
– образование двоевластия.
24.В начале XX в. предкризисное, а затем и кризисное состояние общества способствовало расцвету культуры. Революция 1905–1907 гг. способствовала росту Российской культуры, появлению новых творческихличностей, обогативших все жанры традиционной культуры.
Образование (просвещение)
Стремясь к индустриальному обществу, царское правительство уделяло внимание развитию образования в стране. Наблюдался рост образования, но он не отвечал потребностям страны:
– процент грамотных к 1917 г. увеличился на 30%;
– возросли темпы развития начального, среднего и высшего образования;
– начальных школ ежегодно создавалось по 5,5 тысяч;
– значительная часть школ была в ведении Синода;
– процент детей, которые по возрасту должны были обучаться в начальной школе, составлял – 42%;
– зарплата у учителей была низкая;
– в 1910 г. Дума приняла постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения;
– Дума рассматривала вопрос о всеобщем начальном образовании;
– увеличилось число гимназий и реальных училищ;
– были созданы коммерческие училища;
– были основаны и открыты новые политехнические институты (Киев, Петербург), технологический институт (Томск), женский педагогический институт (Петербург), свыше 30 высших женских курсов.