Живопись

Музыка и театр

– вторая половина XIX в. стала временем расцвета русского музыкального искусства;

– развернулось творчество "Могучей кучки" (А.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи);

– наиболее выдающиеся произведения:

а) М.П. Мусоргский"Хованщина", "Борис Годунов";

б) Н.А. Римский-Корсаков"Снегурочка", "Садко";

в) А.П. Бородин"Князь Игорь";

– в 70-е гг. расцвел талант П.И. Чайковского – оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама";

– симфонические и камерные произведения Чайковского поставили его в один ряд с известными гениями мировой культуры;

– А.Г. Рубинштейн основал первую в России Петербургскую консерваторию;

– в 80-е гг. появляется новое поколение композиторов – А.К. Глазунов, А.К. Лядов;

в конце века – С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин;

– ведущее место занимает Московский Малый театр и Александрийский театр в Петербурге;

– талантливые артисты – В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, М.Г. Савина, В.Н. Комиссаржевская, К.А. Варламов и др. – закладывали основы русской театральной жизни.

– огромную роль в развитии изобразительного искусства сыграло созданное в 1870 г. товарищество художественных передвижных выставок. Порвав с академизмом, передвижники руководствовалисьметодом критического реализма;

– товарищество объединило лучших художников-реалистов страны: И.Н. Крамского ("Полесовщик","Неутешное горе"), В.Г. Перова ("Сельский крестный ход на Пасхе", "Проводы покойника", "Тройка"), В.Е. Маковского ("Дети, бегущие от грозы", "Вечеринка", "Объяснение") Мясоедова ("Земство обедает","Косцы"), И.Е. Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща"), Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова;

– главной чертой передвижников был демократизм;

– передвижники развивали реалистические направление в живописи;

– в пейзажной живописи творили В.Д. Поленов ("Московский дворик", "Заросший пруд") и Саврасов ("Грачи прилетели", "Проселок");

– портретная живопись была представлена В.Г. Перовым (портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского), И.Н. Крамским (портреты Л.Н. Толстого и И.И. Шишкина), Н.Н. Ге (портретА.И. Герцена), И.Е. Репиным (портрет М.П. Мусоргского), В.А. Серовым ("Девочка с персиками");

– историческими живописцами стали В.И. Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове","Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком"), Н.Н. Ге ("Петр Первый допрашивает царевича Алексея")и И.Е. Репин ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану");

– русская батальная живопись была характерна для В.В. Верещагина, в его картинах на темы войны в Туркестане ("Апофеоз войны", "Двери Тимура") и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. ("Шипка-Шейново", "Побежденные. Панихида") запечатлены жестокие будни войны, показана тяжесть ратного труда;

– картины М.А. Врубеля ("Демон", "Сирень") отличаются напряженностью колорита, тяготением к символико-философскому обобщению образов;

– с русскими сказками и былинным эпосом связано творчество В.М. Васнецова ("Аленушка","Богатыри").

Крупнейшую коллекцию произведений изобразительного искусства собрал купец, предприниматель и меценат П.М. Третьяков и подарил ее Москве (коллекция легла в основу знаменитой Третьяковской галереи).