Образование
– заметно возросла сеть начальных учебных заведений (крестьянские школы грамоты, церковноприходские и земские школы);
– появились воскресные школы для рабочих, запрещенные в 60-х гг.;
– количество гимназий увеличилось втрое;
– выпускников классических гимназий готовили дляпоступления в университеты;
– выпускников реальных училищ – в высшие технические учебные заведения;
– женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ;
– высшие женские "Бестужевские" курсы положили начало высшему женскому образованию;
– количество университетов к концу века достигло десяти;
– правительство Александра III ввело новый реакционный устав, усиливший надзор над ними.
Крупнейшие успехи были достигнуты в области математики: возникла Петербургская школа во главе с П.Л. Чебышевым, исследовавшим проблемы теории чисел и теории вероятностей, исследования П.Л. Чебышева продолжили его ученики – А.М. Ляпунов, А.А. Марков и С.М. Ковалевская.
Основоположником нового направления физики – теории магнетизма и фотоэлектрических явлений сталА.Г. Столетов.
Крупнейшим русским химиком-органиком был А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон химических элементов (один из основных законов естествознания).
Создателем русской физиологической школы был И.М. Сеченов, он в своем труде "Рефлексы головного мозга" обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, в развитие научной школы физиологии растений огромный вклад внес К.А. Тимирязев, крупнейший вклад в развитие медицины внесли Н.И. Пирогов, И.И. Мечников (основоположник сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии), Боткин (основатель школы российских клиницистов).
Русское географическое общество организовало рядэкспедиций по исследованию Средней и Центральной Азии под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского, по исследованию Восточной Сибири под руководством П.А. Кропоткина (известного теоретика анархизма и революционера), а так же этнографические экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, Австралию и на острова Океании.
Ряд важных технических открытий и изобретений совершили изобретатели: А.Ф. Можайский иН.Е. Жуковский – в области самолетостроения, А.С. Попов – изобретение радиотелеграфа, П.Н. Яблочков– изобретение дуговой электрической лампочки и А.Н. Лодыгин – изобретение угольной лампы накаливания.
Широкое развитие получили история, философия, филология, правоведение и статистика. В области гуманитарных наук оформились различные научные школы. Крупнейшими российскими историками в этот период были С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. В литературоведении,языкознании и фольклористике необходимо выделить В.И. Даля (составитель сборника "Пословицы русского народа" и "Толкового словаря живого великорусского языка") и А.А. Шахматова. Русская философия была в этот период представлена как материалистическим (Н.Г. Чернышевский и Г.В. Плеханов), так и идеалистическим(В.С. Соловьев) направлением.
Литература
– занимала ведущие позиции в мире;
– основное направление – критический реализм;
– литературные критики (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Писарев);
– выражение революционных взглядов переносилось в литературные произведения;
– расцвело творчество И.С. Тургенева (роман "Отцы и дети"), И.А. Гончарова (романы "Обломов" и"Обрыв"), Л.Н. Толстого (роман-эпопея "Война и мир"), Ф.М. Достоевского (романы "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы"), М.Е. Салтыкова-Щедрина (сказки, "История одного города", "Господа Головлевы");
– демократизмом пронизаны произведения Н.А. Некрасова – редактора журналов "Современник" и"Отечественные записки";
– появились новые литературные авторы – В.Г. Короленко, А.П. Чехов (рассказы);
– поэты чистого искусства – А.А. Фет, Я.П. Полонский;
– драматургия представлена выдающимися творцами – А.Н. Островским ("Свои люди – сочтемся","Бедность не порок", "Гроза", "Бешеные деньги", "Волки и овцы", "Бесприданница" – эти и другиепроизведения – прекрасный источник для ознакомления с жизнью и бытом русского купечества) иА.П. Чеховым ("Чайка", "Дядя Ваня").