Изобразительное искусство

Архитектура

Музыка

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными бытовыми формами военной (марши), застольной и танцевальной музыки (на ассамблеях).

В 1738 г. организуется танцевальная школа в Петербурге (ныне балетное училище им.А.Л. Вагановой). Музыкальные классы Академии художеств сыграли большую роль в развитии музыкального образования и воспитания в России.

В середине XVIII в. широкую популярность получили итальянская и французская опера (Эрмитажный театр).

В последней трети XVIII в. формируется отечественная композиторская школа, появляются первые русские композиторы, жанры оперной, инструментальной и камерной музыки. Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы были Е.И. Фомин ("Орфей", 1792 г.) и В.А. Пашкевич (Санкт-Петербургский Гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь", 1792 г.). СочиненныйО.А. Козловским в 1791 г. полонез "Гром победы, раздавайся" на слова Г.Р. Державина длительное время исполнялся как русский национальный гимн.

Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в развитии архитектуры. В строительстве Петербурга нашли воплощение новые принципы архитектуры: предварительный план застройки города, создание цельных городских ансамблей. Для строительства Петербурга были приглашены иностранные архитекторы Жан Леблон, Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли. Ими были построены здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Петропавловский собор и другие сооружения, определяющие облик столицы. С 20-х годов вместе с иностранными архитекторами работают и отечественные – И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов. В архитектуре города переплетаются русские и западные художественные традиции, возникает неповторимый стильпетровского барокко.

В середине XVIII в. самым знаменитым российским архитектором становится Франческо Бартоломео Растрелли. Крупнейшие произведения – Зимний и Строгановский дворцы, ансамбль Смольного монастыря (Санкт-Петербург.), Екатерининский дворец (Царское Село), Андреевская церковь (Киев) – стиль барокко.

В 60-ых гг. XVIII в. на смену пышному барокко приходит классицизм, для которого характерны строгость, симметричность, использование античного декора. Основоположниками русского классицизма были В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казаков (здание Сената и дом Благородного собрания в Москве, дом-усадьба Демидова) и Е.И. Старое (Таврический дворец в Петербурге).

Первая половина XVIII в.– время утверждения светской живописи. Портрет освобождается от иконописного канона, становится реалистичнее. Наиболее значительные работы этого времени – портрет канцлера Г.И. Головкина и "Петр I на смертном ложе" И.Н. Никитина, "Автопортрет с женой"А.М. Матвеева.

Новым явлением в изобразительном искусстве XVIII в. стала гравюра, изображавшая современные события (военные баталии, парады, виды новой столицы). Крупнейший мастер – А.Ф. Зубов.

Во второй половине XVIII в. искусство становится более сложным в жанровом отношении:

– наряду с портретом распространяются монументально-декоративная и историческая живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство. Крупнейшие мастера портрета – Ф.С. Рокотов,Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Крупнейший пейзажист – С.Ф. Щедрин;

– заложены основы светской скульптуры – Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты Ломоносова, Румянцева-Задунайского, Потемкина-Таврического, Павла I и др.;

– замечательный памятник монументальной скульптуры – Самсон, раздирающий пасть льва (Петергоф, скульптор М.И. Козловский) и Медный Всадник (Петербург, Э. Фальконе).

Величайшие достижения русской культуры XVIII в. не уступают мировым шедеврам. Русский человек осознает свою творческую силу.