Общественно-политическая мысль

Развитие науки

XVII век стал временем становления и развития российской науки:

– в 1725 г. – открытие Академии Наук (при ней общедоступная библиотека, ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории);

– камчатские экспедиции (30-е гг. XVIII в.) мореплавателя Витуса Беринга открыли пролив, разделяющий Евразию и Америку;

– 1745 г. – издание "Атласа Российской Империи";

– создание механиком А.К. Нартовым первого в мире токарно-винторезного станка;

– вторая половина XVIII в. характеризуется новыми успехами в техническом изобретательстве:И.И. Ползунов (идея парового двигателя), И.П. Кулибин (множество оригинальных приборов и инструментов – телескоп, микроскоп, семафорный телеграф);

– XVIII в. – научный подход к изучению истории: труд В.Н. Татищева "История Российская" (первый опыт научного освещения отечественной истории), труды М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.

Идеология абсолютизма в XVIII в. все больше использует рационалистические идеи "общественного договора" и "естественного права". Крупнейший публицист и последовательный сторонник петровских реформ – Феофан Прокопович ("Правда воли монаршей", "Духовный регламент"). В царствование Екатерины II окончательно оформилась идеология "просвещенного абсолютизма". Популярными становятся сатирические журналы "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", издававшиеся Н.И. Новиковым. Дальнейшее развитие общественно-просветительской мысли связано с творчеством А.Н. Радищева("Путешествие из Петербурга в Москву", 1790 г.), призывавшего уничтожить крепостничество вместе с самодержавием революционным путем. Великая Французская буржуазная революция заставила Екатерину II пересмотреть свои взгляды на идеи эпохи Просвещения и перейти к более реакционной политике.

Литература и театр

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм. Первая четверть XVIII в. – расцвет жанра повести ("гистории") ("Гистория о российском матросе Василии Кариотском"), Становление нового русского литературного языка (трактат Ф. Прокоповича "О поэтическом искусстве").

Принципы современного силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К. Тредиаковский("Новый и краткий способ к сложению российских стихов", 1735 г.). Затем в области стихосложения и художественной прозы работал М.В. Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739 г., "Риторика", 1745 г.).

Середина XVIII в. – важный рубеж в театральной культуре. 1756 г. – учреждение в Петербурге первого в России государственного театра "для представления трагедий и комедий". Его основу составила ярославская труппа Федора Волкова (1729–1763 гг.), который считается родоначальником русского профессионального театра.

Основоположник новой русской драматургии – поэт и директор Российского театра в ПетербургеА.И. Сумароков (трагедия "Пустынник" (1757 г.), комедия "Опекун" (1768 г.).

Выдающейся актрисой и певицей была П.И. Жемчугова-Ковалева (выступала в театре Шереметевых, крепостная актриса).

В центре внимания русской литературы последней трети XVIII в. были вопросы общественного устройства и блага общества; "Недоросль" Д.Ф. Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р. Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.