Создание светской школы, система образования, развитие просвещения

Внешняя политика в царствование Александра III, создание франко-русского союза

Внешняя политика в царствование Александра III

Царствование Александра III будто бы былопризвано убедить подданных в том, что при самодержавии любые реформы непрочны, поскольку их судьба зависит от воли очередного монарха. Александр III был не худшим вариантом правителя, за то, что не допустил в свое царствование ни одной войны с участием России, получил в народе прозвище "Миротворец". Но после подъема общественных сил в предыдущую эпоху его "сумеречное" правление воспринималось современниками тяжело.

Главной задачей внешней политики 80–90-х гг. являлось правильное определение расстановки сил на международной арене.

Отношения России и Германии стали ухудшаться. Германия заключила военный союз с Австро-Венгрией, к которому в 1882 г. присоединилась Италия – образовался Тройственный союз. При этом до1887 г. сохранялся "Союз трех императоров", обеспечивавший России возможность проводить эффективную политику в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Вместо А.М. Горчакова министром иностранных дел России становиться Н.К. Гирс.

В 1885 г. в южной Болгарии произошло восстание против турецкого правительства. Благодаря поддержке Германии Болгария объединилась и стала претендовать на лидирующую роль среди славянских государств на Балканах. Это привело к Болгаро-сербской войне 1885–1886 гг. и усилению прогерманской партии в Болгарии. Нарастали также и русско-австрийские противоречия на Балканах. В результате "Союз трех императоров" не был в очередной раз продлен.

Усилились русско-германские экономические противоречия, началась "таможенная война"(обоюдное повышение таможенных пошлин), Германия отказала Россия в очередном займе. Начиная с1888 г. Россия находит себе нового кредитора в лице Франции.

В 1891 г. состоялся визит французской военной эскадры в Кронштадт. В 1892 г. разработана и на следующий год подписана русско-французская военная конвенция, которая предусматривала взаимную военную помощь в случае германской агрессии. Русско-французский союз, противостоящий Тройственному союзу, положило начало второму военно-политическому блоку – Антанте.

Противоборство двух группировок приведет в дальнейшем к I-ой мировой войне.

 

19.Отличительными чертами культуры XVIII в. были победа в ней светского начала, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании.

Развитие школы и образования становится со времени Петра Великого государственной политикой.

– 1701 г. – открытие в Москве школы математических и навигационных наук (первое светское государственное учебное заведение);

– появление в петровскую эпоху профессиональных школ (артиллерийской, инженерной, медицинской), возникновение горнозаводских училищ;

– с 1714 г. – организация цифирных (начальных) школ;

– с 1722 г. – организация епархиальных училищ для духовенства;

– значительное увеличение издательства книг, особенно учебных; ("Букварь" Поликарпова, "Арифметика" Л.Ф. Магницкого, "Грамматика" Смотрицкого);

– реформа шрифта (1708 г.) способствовала дальнейшему развитию светской книжности;

– с 1703 г. – первая официальная печатная газета "Ведомости";

– в 1719 г. возник первый в России музей – Кунсткамера;

– в 1731 г. в Петербурге создан кадетский (Сухопутный шляхетский) корпус, закрытое учебное заведение для дворянских детей;

– в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова учрежден Московский университет;

– в 1757 г. – Академия Художеств – центр художественного образования в области искусств;

– во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы.1786 г. – утвержден устав народных училищ – первый общий для России законодательный акт в области народного образования: в губернских городах открывались 4-классные училища, в уездных – 2-классные;

– расширяется издательская база, наряду с казенными появляются частные типографии: в 1783 г. принят указ, дозволяющий заводить типографии всем желающим.