Последствия и значение реформ
Военные реформы
Реформы в области образования
– развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования;
– проведением реформы занимался министр просвещения А.В. Головнин;
– разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям;
– допускались различные типы школ: церковно-приходские, воскресные, земские, государственные;
– новый устав гимназий вводил равенство в среднем образовании для всех сословий;
– произошло разделение гимназий: классические и реальные;
– появились женские гимназии (1862 г.);
– был принят либеральный устав университетов, который предполагал: выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров (автономия университетов), а затем их утверждение в министерстве просвещения;
– образование стало более доступным для представителей различных сословий;
– в 70-е гг. положено начало женскому высшему образованию.
Изменилась политика правительства в области печати – отменена предварительная цензурадля центральных периодических изданий и научных работ. Предварительная цензура для провинциальной печати и книг, объемом менее 10 печатных листов была сохранена. Проведение реформ в сфере образования и печати способствовало:
– демократизации образования;
– активизации общественной мысли;
– расширению роли общественного мнения;
– проведению других либеральных реформ 1860–1870-гг.;
– подготовке к формированию гражданского общества.
– начаты в связи с поражением в Крымской войне;
– военные реформы была проведена в период 1860–1870-х гг.;
– автор реформ – военный министр Д.А. Милютин;
– принят новый военно-судебный устав;
– учреждены военные гимназии и специализированные училища;
– расширена сеть военных академий;
– главное – в 1874 г. произошла замена рекрутской повинности всеобщей воинской обязанностью,которая предусматривала:
а) все мужское население с 20-летнего возраста проходило воинскую службу,
б) устанавливался 6-летний срок службы для сухопутных войск и 9-летний срок пребывания в запасе,
в) для флота вводился 7-летний срок службы и 3 года нахождения в запасе;
– были предприняты меры по техническому перевооружению армии;
– построен паровой военный флот.
Вывод: буржуазные реформы 60–70-х годов явились шагом на пути превращения России в буржуазную монархию.
Крестьянская реформа создала благоприятные возможности для более быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности:
– усиливается расслоение крестьянской общины;
– формируется устойчивый рынок свободной рабочей силы;
– завершается промышленный переворот;
– увеличивается численность городского населения;
– сделан шаг к созданию системы представительной власти, однако Россия осталась самодержавной монархии.
Однако реформы были противоречивыми и непоследовательными, не были доведены до конца, а после смерти Александра II были свернуты.