Последствия и значение реформ

Военные реформы

Реформы в области образования

– развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования;

– проведением реформы занимался министр просвещения А.В. Головнин;

– разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям;

– допускались различные типы школ: церковно-приходские, воскресные, земские, государственные;

– новый устав гимназий вводил равенство в среднем образовании для всех сословий;

– произошло разделение гимназий: классические и реальные;

– появились женские гимназии (1862 г.);

– был принят либеральный устав университетов, который предполагал: выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров (автономия университетов), а затем их утверждение в министерстве просвещения;

– образование стало более доступным для представителей различных сословий;

– в 70-е гг. положено начало женскому высшему образованию.

Изменилась политика правительства в области печати – отменена предварительная цензурадля центральных периодических изданий и научных работ. Предварительная цензура для провинциальной печати и книг, объемом менее 10 печатных листов была сохранена. Проведение реформ в сфере образования и печати способствовало:

– демократизации образования;

– активизации общественной мысли;

– расширению роли общественного мнения;

– проведению других либеральных реформ 1860–1870-гг.;

– подготовке к формированию гражданского общества.

– начаты в связи с поражением в Крымской войне;

– военные реформы была проведена в период 1860–1870-х гг.;

– автор реформ – военный министр Д.А. Милютин;

– принят новый военно-судебный устав;

– учреждены военные гимназии и специализированные училища;

– расширена сеть военных академий;

главное – в 1874 г. произошла замена рекрутской повинности всеобщей воинской обязанностью,которая предусматривала:

а) все мужское население с 20-летнего возраста проходило воинскую службу,

б) устанавливался 6-летний срок службы для сухопутных войск и 9-летний срок пребывания в запасе,

в) для флота вводился 7-летний срок службы и 3 года нахождения в запасе;

– были предприняты меры по техническому перевооружению армии;

– построен паровой военный флот.

Вывод: буржуазные реформы 60–70-х годов явились шагом на пути превращения России в буржуазную монархию.

Крестьянская реформа создала благоприятные возможности для более быстрого развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности:

– усиливается расслоение крестьянской общины;

– формируется устойчивый рынок свободной рабочей силы;

– завершается промышленный переворот;

– увеличивается численность городского населения;

– сделан шаг к созданию системы представительной власти, однако Россия осталась самодержавной монархии.

Однако реформы были противоречивыми и непоследовательными, не были доведены до конца, а после смерти Александра II были свернуты.