Общественное движение в 30-е и 40-е гг. XIX в.
– ослабление свободомыслия после разгрома выступления декабристов;
– либеральные журналы "Московский телеграф" и "Телескоп" (закрыты в 1830-е гг.), "Современник"и "Отечественные записки";
– центрами развития либеральной общественной мысли становятся кружки и салоны;
– кружок Д. Веневитинова (И.В. Киреевский и Кошелев);
– студенческие кружки: Н.В. Станкевича, А.И. Герцена (в Московском университете);
– формирование либеральной идеологии, противостоящей теории официальной народности.
Либеральная идеология была представлена западниками и славянофилами
Славянофильство – либерально-дворянское общественное течение.
Славянофилы:
– признавали пороки существующей общественной и государственной системы, но полагали допустимым только мирный путь их исправления;
– идеализировали историческое прошлое России и отрицательно относились к преобразованиям Петра I;
– утверждали, что у русского народа особый исторический путь и западный опыт для него неприменим, особый русский уклад они объясняли православной верой и крестьянской общиной;
– выступали за отмену крепостного права и освобождение крестьян с землей, но с сохранением общинного землепользования;
– идеальной политической системой они считали сословно-представительскую монархию, опирающуюся на возрожденные земские соборы;
– полагали необходимыми для России свободы слова и печати, считали важной контролирующую роль общественного мнения.
Представители движения славянофилов: братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Кошелев, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.
Идейными противниками славянофилов были западники:
– считали, что Россия и Европа развиваются по одному пути, по единым законам общественного развития, а утверждения о русской самобытности – миф, идеализировали Запад и его общественное устройство (там верховенство права, порядок, прогресс);
– высоко оценивали деятельность Петра I;
– выступали за превращение России в парламентское государство путем реформ сверху (идеал – английская монархия), расширение гражданских прав и свобод;
– были противниками революционных потрясений;
– были сторонниками отмены крепостного права и освобождения крестьян с небольшим земельным наделом за выкуп.
Представители движения западников: В.Г. Белинский, А.И. Герцен (затем перешел к революционной, социалистической идеологии), Т.Н. Грановский, И.И. Панаев, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев.
Западникам и славянофилам противостоял формирующийся лагерь революционной демократии.Революционно-демократическую идеологию в России развивали: А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Т.Г. Шевченко.
В 1845 г. в Петербурге возник кружок Петрашевцев, изучавший и пропагандировавший идеи утопического социализма французских просветителей.
Члены кружка:
– М.В. Буташевич-Петрашевский;
– Ф.М. Достоевский;
– Н.А. Спешнев;
– М.Е. Салтыков-Щедрин.
В 1849 г. кружок был разгромлен полицией.
В 1853 г. А.И. Герцен создал в Лондоне "Вольную русскую типографию" и начал издавать альманах"Полярная звезда" и газету "Колокол" (с 1857г.), в которых пропагандировал свою теорию "общинного социализма".
Представители революционно-демократического течения полагали, что Россия может прийти к социализму,минуя капитализм, не предвидели классовой борьбы в деревне и не понимали революционного будущегопролетариата.