Реорганизация государственного управления

Экономические преобразования

Экономические преобразования, проводимые Петром I, диктовались прежде всего потребностями армии и флота в ходе Северной войны:

– создание мануфактур (около 200) – производство железа, парусов, канатов, пороха, сукна, обуви и т.д.;

– основным районом металлургического производства стал Урал: Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский заводы (роль Н.Д. Демидова), активизация производства в старых промышленных районах;

– поощрение частного предпринимательства ("Берг-привилегия", 1719 г.) при регламентации производства и приоритета при выполнении казенного заказа;

– государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, пенька, меха и др.) – источник пополнения казны;

– создание купеческих "кумпанств", находящихся под контролем государства.

Основу экономической политики Петра I составляла концепция меркантилизма:

– активный торговый баланс (экспорт должен превышать импорт);

– накопление денег в казне;

протекционизм – покровительство отечественной промышленности, высокие пошлины на заграничные товары (таможенный тариф 1724 г.).

Финансовая политика Петра I характеризуется усилением налогового бремени: в 1718 г. была проведена перепись населения и вместо многих мелких налогов введена подушная подать (сумма налогообложения увеличилась вдвое).

Особенности экономического развития России в петровскую эпоху:

– русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской характером используемой рабочей силы (вместо вольнонаемного труда господствовал труд крепостных и посессионных, т.е. приписанных к заводам, крестьян);

– русская буржуазия была полностью зависима от государства, не боролась за ограничение монархии и уничтожение сословных барьеров.

– в 1704 г. создан Кабинет – личная царская канцелярия (во главе – кабинет-секретарь Макаров);

– в 1711 г. вместо Боярской думы создан Сенат (9 сенаторов: 3 из родовой знати (князьяМ.В. Долгорукий, Г.И. Волконский и П.А. Голицын), 3 члены Боярской думы (Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, Г.А. Племянников) и 3 из дворян (М.А. Самарин, В.А. Апухтин, Н.П. Мельницкий), обер-секретарем назначен А. Щукин), ставший высшим правительственным учреждением (но законодательная власть оставалась в руках царя), в конце правления Петра I Сенат сосредоточился на контрольных функциях, в 1722 г. генерал-прокурором Сената стал П.И. Ягужинский;

– в 1711 г. создан институт фискалов (тайный надзор для борьбы со злоупотреблением чиновников), с 1715 г. во главе фискалитета – обер-фискал Нестеров;

– в 1718 г. была упразднена как громоздкая и неповоротливая система приказов и вместо них введены коллегии:

Чужестранных дел (во главе – канцер Г.И. Головкин и вице-канцлер П.П. Шафиров);

Воинская (президенты – А.Д. Меньшиков и А.А. Вейде);

Адмиралтейская – флот со всеми морскими делами (во главе –адмирал Ф.М. Апраксин иК. Крюйс);

Камер-коллегия (сбор государственных доходов, президент князь Д.М. Голицын);

Штатс-контор-коллегия (государственные расходы, во главе – И.А. Мусин-Пушкин);

Ревизион-коллегия (проверка доходов и расходов, президент князь Я.Ф. Долгорукий);

– Берг-Мануфактур-коллегия (тяжелая и легкая промышленность, президент Я.В. Брюс);

Коммерц-коллегия (торговля, президент П.А. Толстой);

Юстиц-коллегия (во главе – президент А.А. Матвеев).

На правах коллегии действовал Главный магистрат, была создана система городского управления (магистраты). Несколько позднее Берг-Мануфактур-коллегия была разделена на две, учреждена Вотчинная коллегия и Святейший Синод (Ф. Прокопович), три финансовых коллегии соединены в одну (Камер-коллегию). Был создан Генеральный регламент и регламенты коллегий. Кроме коллегий сохранялся политический сыск Преображенский приказ (князь Ф.Ю. Ромодановский).

Особенностью государственного управления Петра I, который в 1721 г. был провозглашен императором, была возможность вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Реформы способствовали укреплению абсолютной монархии.