Живопись

Архитектура

Общественная мысль

XIV–XV вв. были периодом острых религиозных споров. В XIV в. возникла ересь стригольников: критиковали нравы духовенства, мздоимство, отрицали таинство причастия и некоторые другие обряды. В XV в. возникла т.н.ересь жидовствующих: не признавали икон и святую Троицу. Внутри ортодоксальной православной церкви развернулась борьба между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) полагали, что монахам следует кормиться трудами рук своих, отрицали церковное землевладение. Их противники (во главе с Иосифом Волоцким) настаивали на праве церкви владеть недвижимостью и богатствами, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью. В начале XVI в. иосифляне, получив поддержку Ивана III, одержали победу.

В начале XVI в. игуменом псковского Елеазарова монастыря Филофеем выдвинута концепция "Москва – третий Рим".

В Московском княжестве каменное строительство развернулось с середины XIV в.:

– в 1367–1368 гг. строится белокаменный московский Кремль;

– ок. 1400 г. – Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского каменного зодчества, дошедший до нас;

– Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор 1422 г.) и Спасский собор Андронникова монастыря (ок. 1427 г.) – стремление к преодолению кубичности;

ансамбль Соборной площади московского Кремля: Успенский собор в 1475–1479 гг. (архитектор Аристотель Фиораванти), Благовещенский собор в 1484–1489 гг. (работы псковских мастеров). Грановитая Палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари); все – конец XV в. В 1505–1508 гг. Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI в.;

– в конце XV – начале XVI в. под руководством итальянских мастеров сооружены кирпичные стены московского Кремля (сохранились до наших дней), в 30-е гг. XVI в. сооружается Китай-городу а в концеXVI в. –стены Белого города (по нынешнему Бульварному кольцу, архитектор Федор Конь);

– возникновение шатрового стиля: первый храм такого типа – церковь Вознесения в селе Коломенское (основная идея – движение вверх), наиболее известен – собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) (1555–1556 гг.) – в честь взятия Казани, архитекторы Барма и Постник Яковлев;

– каменные крепости возводятся в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Смоленске, Пскове – расцвет крепостного строительства.

XIV–XV вв. – период расцвета иконописи и новгородской монументальной живописи:

Феофан Грек работал в Константинополе, Новгороде (роспись в церкви Спаса на Ильине улице), Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность, экспрессивность письма;

– Андрей Рублев (монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андронникова монастыря) – фрески Благовещенского собора московского Кремля, Успенского собора во Владимире, лучшее творение – икона Троица (1425–1427 гг.), персонажи Рублева мягче, человечнее, чем у Феофана Грека, более сдержанная манера письма;

Дионисий (инок Иосифо-Волоколамского монастыря) – ряд икон, часть фресок Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, нежные тона.

Даниил Черный расписывал Успенский собор во Владимире.

В XVI в. возникает т.н. строгановская школа: техника миниатюрной иконописи (по имени заказчиков).

Решение Стоглавого собора – установление жесткого иконописного канона, стандартизация, упадок иконописного творчества к концу XVI в.

Жанр исторического портрета – роспись галереи Благовещенского собора (1563–1564 гг.) – изображение московских правителей, начиная с Даниила Александровича, "портреты" античных мудрецов (Аристотель, Гомер, Вергилий, Плутарх).