Просвещение
Фольклор
Этапы культурного развития
I этап – XIV–XV вв. – основная идея – преодоление катастрофических последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель.
II этап – XVI в. – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.
В XIV в. борьба с татаро-монгольским нашествием, основная тема творчества – сказания:
– о битве при Калке;
– о разорении Рязани Батыем;
– о Куликовской битве;
– героический былинный эпос – как татары подступили к Киеву и былинные богатыри изгоняли захватчиков (циклы былин о Владимире Красное Солнышко и об Илье Муромце и Соловье Разбойнике и др.).
Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко отражают вольнолюбивый дух новгородцев.
Жанр исторической песни (в отличие от былин – реальные события): "Песня о Щелкане Дюдентьевиче" (о восстании в Твери в 1327 г.).
В XVI в. продолжается осовременивание былин киевского цикла (герои эпоса – участники борьбы с Казанским и Крымским ханствами). Все более распространяется жанр исторической песни: песня о взятии Казани, цикл песен о Ермаке.
Даже в самый тяжелый период сохранялись грамотность и школы (как правило, при церквях). Монастыри – центры книжности: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий и другие монастыри).
В XIV в. на смену пергамену приходит бумага (из Италии и Франции) – смена графики письма: полуустав и скоропись (с XV в.).
В середине XVI в. – зарождение книгопечатания:
– первая типография в России – в 1553 г. в Москве;
– в 1563 г. на средства казны типография на Никольской улице в Москве (Иван Федоров и Петр Мстиславец) –первая печатная книга – "Апостол", затем – "Часовник";
– всего до конца XVI в. в Москве было напечатано около 20 книг (тиражом до 1000 экземпляров), все – религиозного содержания;
– однако печатная книга не вытеснила рукописную, особенно – светскую.
Литература
Важнейшими произведениями письменности в XIV в. оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания становятся Смоленск, Владимир, Ростов Великий, Рязань, Тверь, Новгород, Псков, позднее Москва. Московское летописание постепенно приобретает общегосударственный характер, идея единства русской земли. В1409 г. – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись).
Особое влияние на развитие русской литературы в XIV–XV вв. оказала Куликовская битва; появляются:
– "Задонщина" Софрония Рязанца (конец XIV века);
– "Сказание о Мамаевом побоище" (конец XIV века);
– "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича";
– "Повесть о Московском взятии земли русской" – описание событий 1382 г.
Возникает жанр "хождений". Наиболее известное – "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина – первое описание Индии, составленное европейцем.
Появляется светская литература: "Повесть о Петре и Февронье".
Развивается церковная литература: "Жития" Александра Невского, Тверского великого князя Михаила Ярославича, митрополита Петра, Сергия Радонежского (Епифаний Премудрый), Стефана Пермского имели не только нравственное, но и политическое значение. В XVI веке митрополит Макарий создает сборник житий святых, расписанных по месяцам – "Великие Четьи-Минеи".
В середине XV в. был составлен сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории – Хронограф.
В XVI в. по инициативе Ивана Грозного создается Никоновский летописный свод и Лицевой свод (16 тыс. миниатюр), а также Степенная книга царского родословия.
Продолжает развиваться в XVI в. воинская повесть: "Сказание вкратце от начала царства Казанского"(Казанский летописец) – рассказ о взятии Казани в 1552 г. и "Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков".
Уникальным произведением литературы XVI в. является Домострой (вероятный автор – составитель Сильвестр) – свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства.
В XVI в. зарождается публицистика:
– челобитные Ивана Пересветова;
– переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.