Внешняя политика России в конце XVII в.

Внешняя политика в царствование Алексея Михайловича (1645–1676), воссоединение Украины с Россией

К началу царствования Алексея Михайловича основной внешнеполитической задачей России было возвращение земель, отторгнутых Речью Посполитой и Швеции в период Смуты.

Украина в это время входила в состав Речи Посполитой (Польши). Это привело к насаждению польского языка и католичества, тяжелому социальному гнету, сокращению реестра казакам. Борьбу против засилья поляков возглавил Зиновий (Богдан) Хмельницкий (сын казацкого сотника). В 1648 г. Хмельницкий одержал ряд побед над польскими войсками, и, воспользовавшись очередным бескоролевьем в Польше (умер Владислав и его преемником стал Ян-Казимир), занял Киев. В августе 1649 г., одержав над Яном-Казимиром победу у Зборова, Хмельницкий был признан гетманом (правителем) Украины. В 1653 г. последний в истории России Земский собор принял решение удовлетворить просьбу Хмельницкого о включении Украины в состав России, 8 января 1654 г. Переяславская Рада утвердила статьи договора о воссоединении:

– выборность гетмана и его утверждение царем,

– право дипломатических контактов Украины (кроме Польши и Турции),

– сохранение прежнего военно-административного аппарата, казачий реестр увеличивался до 60 000 человек,

– суд на основе местных законов и обычаев.

Включение Украины в состав России привело к войне с Польшей. В 1654г. 100 000 русская армия под командованием Алексея Михайловича выступила в поход. Русские войска овладели Смоленском, Полоцком, Оршей, Минском, Могилевом. После смерти Богдана Хмельницкого (1657 г.) расчленение Украины на Правобережную (признавшую власть Польши) и Левобережную (сохранившую договор с Россией). В 1667 г.боярин и дипломатА.Л. Ордин-Нащокин от имени России заключил Андрусовское перемирие:

– Смоленские и Черниговские земли отходили к России,

– Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией,

– Правобережная Украина и Белоруссия сохраняются под властью Польши,

– Киев временно (на 2 года) остается за Россией (Россия Киев полякам так и не вернет).

В царствование Федора Алексеевича (1676–1682 гг.) закончена Бахчисарайским миром в 1681 г. вялотекущая война с Крымским ханством и Турцией: Россия отказалась от притязаний на Правобережную Украину (кроме Киева), но добилась признания за Россией Левобережной Украины.

В период правление царевны Софьи (1682–1689 гг.) внутренняя и внешняя политика была сосредоточена в руках фаворита Софьи князя Василия Васильевича Голицына. В 1686 г. заключен "вечный мир" с Польшей, Россия присоединилась к антитурецкой австро-польско-венецианской коалиции, в 1687 и 1689 гг. предприняты два похода на Крым (закончились безуспешно). В 1689 г. заключен Нерчинский договор с Китаем (посольство Ф.А. Головина): русские отступились от берегов Амура, но впервые закрепили за собой ряд территорий за Байкалом и избежали возможной войны.

 

11. Феодальная формация.

Феодализм — это общественно экономическая формация, основанная на частной, феодальной форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов крепостных крестьян. Слово «феодализм» произошло от лат. feodum — поместье. Эпоха феодализма соотносится, в основном, со средними веками и лежит между рабовладельческим строем и капитализмом. Феодальная формация — третья по счету после первобытной и рабовладельческой и вторая в истории общества классово-антагонистическая формация.

В истории различных народов феодализм возникал в результате разложения первобытнообщинного строя или в результате трансформации рабовладельческих отношений. Отмечаются три типа синтезированных феодальных отношений: с преобладанием первобытнообщинных и феодальных отношений; с преобладанием рабовладельческих и феодальных отношений; с наличием элементов первобытных, рабовладельческих и феодальных отношений, то есть смешанный тип. Экономический строй феодализма характеризуется наличием средств производства (в основном, земли), в руках господствующего класса — феодалов. Хозяйство при феодализме велось силами мелких производителей — феодально-зависимых крестьян.

Феодальные отношения проявлялись в феодальной ренте, то есть прибавочном продукте, взимаемом с производителя-крестьянина государством или феодалом. Феодальная рента была трех типов: отработочная, натуральная, денежная. Отработочная рента взималась в виде обязательных работ феодально-зависимого населения в пользу феодала. При натуральной ренте эквивалентом оплаты являлись сельхозпродукты. При денежной ренте оплата осуществлялась деньгами. Денежная рента — более позднее явление в феодализме, так как связана с развитием товарно-денежных отношений, которые проявляются в период зрелого феодализма или в связи с зарождением капиталистических отношений. Поэтому три вида ренты можно представить в два вида — отработочную (барщину) инатуральную (денежный или натуральный оброк).

Общественные отношения феодального строя отражены в феодальном праве. Феодальное право характеризуется не только присвоением феодалами прибавочного продукта, но и установлением личной зависимости крестьян по отношению к своему господству. Личная зависимость закреплялась юридически, подразумевала ограничение (или запрещение) права передвижения и других гражданских прав. Такие ограничения называются крепостным правом. Виды феодальной эксплуатации были разными. В некоторых случаях феодал ограничивался небольшой рентой. В других условиях у крестьянина взимался почти весь прибавочный продукт, крестьянин отчуждался от средств производства (земли). Таким образом, отмечается внешнеэкономическое принуждение. В таком случае положение крепостного крестьянина почти не отличалось от раба. Развитие крепостного права у разных народов проходило по-разному. В России, например, отмечается ужесточение крепостного права. При этом можно отметить следующие юридические акты: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Указы об урочных летах конца XVII в., Соборное уложение 1649 г., Законодательство XVIII в. В России крепостное право и феодальная формация в целом существовали до 1861 г. В западноевропейских странах крепостное право, напротив, ослабевало и в средние века было отменено.

В систему феодальных отношений был включен город, так как без сбыта продуктов сельского хозяйства, без ремесленного производства феодальный способ производства был бы невозможен.

Отличительной чертой феодальной формации можно назвать общественный антагонизм, который проявлялся в многочисленных, постоянных восстаниях и войнах, которые феодально-зависимое население поднимало против феодалов.

Для феодализма характерно доминирующее значение идеологии, прежде всего, религиозной. В этот исторический период распространялись основные религии — (христианство, ислам, буддизм, конфуцианство и др.)

Феодализм характеризуется также развитием отношений вассалитета-сюзеренитета, отражавших сложную систему феодальной иерархии общества феодалов. Основными группами здесь были государство, церковь, частные феодалы.

Политическое устройство феодального общества отличалось на разных этапах его развития. Здесь отмечается номинальное единство, закрепленное отношениями вассалитета-сюзеренитета при развитых иммунных отношениях. На определенном этапе развития феодализму свойственна политическая раздробленность, которая сменяется созданием единого, централизованного государства, а отношения сюзеренитета-вассалитета сменяются сословно-представительной монархией, а затем абсолютизмом, то есть неограниченной (абсолютной) властью монарха. В других случаях монархам приходилось делить власть с демократическими институтами (парламентом, сеймом и т. д.). В период феодализма существовало республиканское устройство (например, в Новгороде и Пскове).