Живопись
Архитектура
Летописание
Традиции монастырского летописания.
Древнейший дошедший до нас летописный свод – "Повесть временных лет" (ПВЛ), 1113 г., составленный монахом Киево-Печорского монастыря Нестором – огромная роль в утверждении идея единства Руси.
На основе ПВЛ – создание местных княжеских летописей. С XII в. – новый период летописания – возникновение множества летописных центров, усиление светского направления, местный характер летописи (основное внимание – на события своего княжества).
До конца X в. не существовало традиции монументального каменного зодчества, но были богатые традиции деревянного строительства, повлиявшие на последующую каменную традицию. Заимствование принципов архитектурного строительства храмов из Византии: крестово-купольный тип храма на четырех столбах:
– первая каменная постройка в Киеве – Десятинная церковь (конец X в.), разрушена татаро-монголами в 1240 г.;
– Спасо-Преображенский собор в Чернигове (XI в.);
– вершина южнорусского зодчества – Софийский собор в Киеве (1037–1054 гг.);
– новгородский Софийский собор (проще, лаконичнее, строже киевского).
С XII в. новый этап в развитии архитектуры – меньше масштаб церквей, поиск более простых, гармоничных форм, скромность отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной одноглавкой: "храмы-богатыри сменили прежние пирамиды". Влияние романского стиля во внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястры – каменная резьба на внешней поверхности стен. Наибольшим было это влияние в Галицко-Волынском княжестве (Успенский собор в Галиче, не сохранившийся до наших дней). Наиболее сильно демократические тенденции в архитектуре проявились в новгородской архитектурной школе (церковь Спаса-Нередицы, церковь Параскевы Пятницы, Георгиевская церковь и Старой Ладоге). Зодчество Владимиро-Суздальской Руси имело более парадный характер, период его расцвета – княжение Андрея Боголюбского (Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли). Особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре занимает Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме (конец XIIв.), прославившийся богатством каменной резьбы, собор Святого Георгия в Юрьеве-Польском.
– мозаика (изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов);
– Византийское влияние наиболее заметно. Один из шедевров – Богоматерь в Софийском соборе(Киев). Другой шедевр – Дмитрий Солунский (Михайловский собор, Киев – XII в. В настоящее время находится в Третьяковской галерее);
– фреска (роспись по сырой штукатурке водяными красками) – наиболее долговечное изображение;
– иконопись на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичные темперные (масляные) краски. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий. Наиболее известные работы византийской традиции – Владимирская Богоматерь и Григорий Чудотворец. Новгородская традиция – ясность идеи, реальность изображения (фрески церкви Спаса на Нередице, Спас Нерукотворный, иконы "Ангел Златые власы", "Спас Нерукотворный", "Успение Богородицы"). В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи ("Ярославская Оранта");
– возникновение книжной миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии).