Письменность и просвещение
Религия
Фольклор
– календарная обрядовая поэзия (заговоры, заклинания), фольклор как часть аграрного культа (коляды, масленица, Купала);
– свадебные песни, похоронные плачи, причитания, песни на пирах и тризнах;
– пословицы, поговорки, загадки, сказки;
– былины об Илье Муромце, Волхве Всеславиче, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др., предания, легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, основании городов, военных походах – своеобразная устная летопись.
Принятие христианства – важнейшая веха в истории древнерусской культуры. Сохранение пережитков языческой культуры:
– приурочивание христианских праздников к праздникам языческого аграрного календаря и этапам сельскохозяйственных работ;
– Илья Пророк – Перун Громовержец;
– Власий-Василий – покровитель скота языческий Велес;
– Параскева Пятница – богиня земли и плодородия мать сыра земля Макошь.
Принятие христианства способствовало развитию письменности и книгопечатания, созданию крупных литературных и художественных памятников.
Появление письменности – качественный скачок в развитии культуры. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений, сохранении и распространении достижений культуры.
Создание славянской азбуки, основанной на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации: византийские монахи-миссионерыКирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература. Создание собственной литературы:
– жития святых;
– "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (XI в.), в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории;
– "Русская Правда";
– "Память и похвала Владимира" монаха Иакова (XI в.), в котором идеи идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I;
– "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси";
– "Сказание о Борисе и Глебе" (XI в.);
– "Чтение о житии Бориса и Глеба" (XI в.);
– "Слово о полку Игореве" – наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы: рассказ о неудачном походе во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Содержит призыв к русским князьям прекратить усобицы, лишь в XX в. академик Лихачев доказал подлинность этого памятника литературы XII в.;
– "Хождение игумена Даниила в Святые места" (XII в.);
– "Поучение детям" Владимира Мономаха (XII в.);
– "Послание" киевского митрополита Климентия Смолятича священнику Фоме (середина XII в.);
– "Слово" и "Моление" Даниила Заточника (XII – начало XIII в.), который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, гармоничном человеке, об идеальном правителе.
Распространение грамотности среди широких слоев городского населения, использование письма в быту:
– берестяные грамоты;
– граффити (надписи на стенах);
– надписи на изделиях (горшках), клейма мастеров;
– придорожные камни и кресты с надписями.
Система образования:
– монастыри как образовательные и научные центры;
– школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.
Из памятников письменности домонгольского периода большинство книг погибло в результате татаро-монгольского нашествия, до нас дошло около 150 книг. Древнейшая – Остромирово Евангелие (1057 г.) и два Изборника князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 гг.). Книги переписывались в монастырях от руки. Ведущий центр книжности – Киево-Печорский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого. Создание при монастырях библиотек, включавших в себя до нескольких сотен книг.