Начало ордынского ига

Летом 1242 г. по возвращении из европейского похода Батый объявляет свой улус государством в составе монгольской империи – организована Золотая Орда со столицей в низовьях Волги (Сарай-Бату).Золотая Орда включала в себя огромную территорию (в т.ч. земли Волжской Булгарии, причерноморские степи, Крым, Нижнее Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь, Среднюю Азию (Хорезм)). Русь не вошла в состав этого государства, но от князей потребовали явки к Батыю и изъявления покорности.

В 1243 г. в Орду прибыл оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского). Он привез богатые дары и дань и получил ярлык на великое княжение Владимирское (татарскую грамоту, подтверждающую власть русских князей). Монголы разжигали между русскими князьями вражду и соперничество, убивали несогласных покориться (Михаил Черниговский). В 1246 г. Ярослав Всеволодович в ходе поездки в Монголию погиб (видимо, отравлен). Вызов в Каракорум (Монголия) его сыновей – Александра Невского и Андрея Ярославовича. Утверждение Александра князем Киевским и Новгородским, а Андрея – князем Владимиро-Суздальским – желание рассорить братьев. Антиордынский союз Андрея Ярославича с Даниилом Романовичем Галицко-Волынским – "Неврюева рать" (1252 г.) – новое разорение Владимиро-Суздальского княжества. Тяжелый выбор Александра Ярославича в пользу покорности Орде:

– недостаточно сил для свержения ига;

– угроза католизации с Запада (Ливанский орден и шведы);

– позиция Русской Православной Церкви (РПЦ) – монголы-язычники терпимы к религии русских.

Требование Орды "дать число" для сбора "выхода" – регулярной дани (для полного обложения), отправка на Русь ханских наместников, переписчиков и сборщиков дани – баскаков (1257 г.). Восстания в Новгороде и Пскове, не знавших монгольского нашествия. Расправа Александра с новгородцами. Но сбор дани баскаками и их доверенными приводил к новым восстаниям (в 1262 г. – в Ростове, Переяславле, Суздале, Владимире, Ярославле).

Александр Ярославович вынужден ехать в Орду – отвести гнев хана за восстания, по дороге простудился, заболел и на обратном пути умер (1263 г.).

Принято считать, что со взятием в 1240 г. Киева на Руси установилось монголо-татарское иго. После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги – более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани. Отношения между Русью и Золотой Ордой, названные "татаро-монгольским игом", имели свои специфические черты:

– фактор отдаленности угнетателей от побежденных;

– изъятие достаточно умеренной дани в расчете на душу населения;

– заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынскими ханами для защиты территорий своих княжеств;

– участие русских отрядов в организованных монголами военных походах.

Татаро-монгольское иго – это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин "иго" в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом.

 

6.В IX в. возникает Древнерусское государство – Киевская Русь. Политическое объединение ведет к этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры. Культурное наследие восточных славян – база для развития древнерусской культуры. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем, как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным, международным, влияниям. Большое влияние на развитие древнерусской культуры оказала Византия. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются:

–стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании;

– народность, цельность и простота в искусстве;

– изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре;

– мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;

– постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.

И над всем этим господствовали органичное слияние творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему, человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.