Княжение Ярослава Мудрого

– борьба за "киевский княжеский стол" с братом Святополком, опора на новгородцев и варягов (1015–1019 гг.);

– окончательная победа над печенегами (1036 г.), на месте победы заложен Софийский собор в Киеве;

– походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля (на Верхней Волге);

– покровительство просвещению и книгопечатанию;

– начало создания первого древнерусского свода законов – "Русской правды";

– установил "очередной порядок" престолонаследия (от брата к брату и далее – к старшему племяннику).

Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью своими сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы:

– с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование как владетельного князя;

– с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные прежде всего с обороной границ. Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.

"Русская Правда" –старейший древнерусский свод законов, создавался на протяжении XI–XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. "Русская Правда" делится на "Краткую Правду", составленную в XI в., и "Пространную Правду", составленную в XII в. В основу "Русской правды" легли славянские и норманские юридические обычаи языческой эпохи, княжеские уставы, церковное византийское право. Нормы классического римского права, повлиявшие на юридическую систему большинства европейских стран, были на Руси, как и в Германии и Скандинавии, неизвестны.

Защита личности и собственности. В "Русской правде" различались преступления против личности и преступления против собственности. В обоих случаях государство взыскивало штрафы в свою пользу: за преступление против личности - вира[1] князю и головничество[2] пострадавшему или его родственникам, за преступление против собственности – продажа[3] князю и урок[4] хозяину. В качестве высшей меры наказания смертная казнь не предусматривалась, но, кроме кровной мести, право допускало убийство преступника на месте - за ночной грабеж и посягательство на жизнь княжеских слуг при исполнении службы. Княжеские слуги как представители государственной власти ограждались двойными вирами по сравнению с жизнью рядовых общинников. Жизнь женщины ценилась в два раза дешевле мужской, что объясняется доминированием в экономике и политике мужских видов деятельности: земледелие, охота, военное дело.

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники. Земледельцев-общинников называли смердами. Община у славян называлась вервью. В X–XI вв. община была уже не родовой, а соседской. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские (старших дружинников) вотчины. В них работали зависимые люди. Существовали следующие категории зависимого населения;

– рабы (челядь, холопы), среди холопов выделялись княжеские слуги (тиуны, огнищане, ключники и т.д.);

закупы – люди отрабатывающие долг (закон запрещал обращение в рабство за долги); располагающие собственным хозяйством, отработав долг, закуп становится свободен;

рядовичи, – заключившие договор (ряд), согласившиеся жить на земле господина и работать на него на определенных условиях.

Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека, если только он не княжеский слуга. Это свидетельствует, как и сама система штрафов, постепенно заменивших кровную месть, о закреплении общественного неравенства и усилении роли государства.

При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство постепенно утрачивает свое единство, съезд князей в Любече (1097 г.) утвердил принцип "каждый держит отчину свою", т.е. закрепил отказ от "очередного порядка" наследования и переход к раздробленности. Последние попытки восстановить единство Киевской Руси предприняли Владимир Всеволодович Мономах (внук Ярослава Мудрого) (княжил в Киеве с 1113 по 1125 г.) и его сын Мстислав Великий (1125–1132 гг.). Но с 1132 г. распри начались уже среди потомков Мономаха.


[1] Вира - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу князя при совершении преступления против личности (убийство, увечье).

[2] Головничество - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу потерпевшего или его родственников при совершении преступления против личности.

[3] Продажа - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу князя при совершении преступления против собственности (кража, поджог, убийство холопа).

[4] Урок - денежный штраф, взыскиваемый с преступника в пользу потерпевшего при совершении преступления против собственности.