Предпосылки образования государства

Социальная организация

Политической основой союзов восточнославянских племен были институты "военной демократии". Во главе союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов своих князей. В трудах арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Это были предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов.

Наряду с князем и дружиной у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – военных предводителей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Данный строй характеризуется следующими чертами:

– сочетание производящего хозяйства (земледелие, скотоводство) и присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор дикого меда);

– отсутствие ярко выраженной имущественной дифференциации и неразвитость института частной собственности;

– социальная однородность населения и отношение к рабам как к младшим родичам;

– участие в военных походах всех вооруженных мужчин рода под руководством племенного вождя при отсутствии единого командования, разработанной тактики боя и тяжелого вооружения.

Об этом свидетельствуют и такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное византийским автором VI в. Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые в результате раздачи награбленных богатств укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных воинов, соратников князя. Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

 

 

При всей дискуссионности вопроса об определении государства исследователь А.П. Деревянко считает, что под государством следует понимать механизм политической власти:

1) на определенной территории;

2) с определенной системой органов управления;

3) с необходимым действием законов и

4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).

Государство у восточных славян сложилось в результате взаимодействия целого комплекса факторов – социально-экономических, политических, культурных.

Социально-экономические факторы: развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже смогла обеспечить свое существование, родовая община стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило, так как производительность земледельческого труда оставалась низкой.

Политические факторы: усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при спорах. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем (князем). Со временем власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все больше отчуждались от интересов соплеменников.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи – хазары и норманны. Их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая продукты промыслов со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.