Населенные пункты
СВОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ, АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Назначение вида работ по ремонту и содержанию дороги
Определение показателя уровня эксплуатационного содержания дороги.
Значение показателя инженерного оборудования и обустройства
Определение показателя инженерного оборудования и обустройства дороги
Показатель инженерного оборудования и обустройства дороги Коб определяют по величине итогового коэффициентам дефектности соответствия инженерного оборудования и обустройства дороги Ди.о, принимается по таблице 2.3.16. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб = 1,0. Обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог (дорожные знаки, ограждения, разметки, примыкания, пересечения автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусные остановки, площадки отдыха, тротуары, пешеходные дорожки в населенных пунктах, освещения). Значения Коб могут колебаться от 0.9 до 1.0.
Таблица 2.3.16
Коэффициент дефектности соответствия, Ди.о | Значение показателя инженерного оборудования и обустройства, дороги Коб для дорог при интенсивности движения авт./ сутки | ||
До 1000 | До 2000 | Более 2000 | |
1.0 | 1.0 | 1.0 | |
0.1 | 1.0 | 0.99 | 0.99 |
0.2 | 0.99 | 0.98 | 0.98 |
0.3 | 0.98 | 0.98 | 0.97 |
0.4 | 0.98 | 0.97 | 0.96 |
0.5 | 0.97 | 0.96 | 0.95 |
0.6 | 0.97 | 0.96 | 0.94 |
0.7 | 0.96 | 0.95 | 0.93 |
0.8 | 0.96 | 0.94 | 0.92 |
Продолжить таблицу 2.3.16
0.9 | 0.95 | 0.94 | 0.91 |
1.0 | 0.95 | 0.93 | 0.90 |
Значение показателя уровня эксплуатационного содержания дороги (Кэ) вычисляют на основании результатов оценки фактического уровня содержания дороги за последние 9…12 месяцев, проведенной в соответствии с «Временным руководством по оценке уровня содержания автомобильных дорог», утвержденным ФДС России 26.11.1997 г.
За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания дороги принимают Кэ = 1.0, которое обеспечивается средним уровнем содержания. Фактические значения величины Кэ могут колебаться от 0.9 до 1.1, принимается по таблице 2.3.17.
Значения бальной оценки переводятся в значения уровня эксплуатационного содержания.
Таблица 2.3.17
Значения показателей уровня эксплуатационного содержания
Значение оценки содержания в баллах, Кс | 3.0 | 3.2 | 3.4 | 3.6 | 3.8 | 4.0 | 4.2 | 4.4 | 4.6 | 4.8 | 5.0 |
Показатель уровня эксплуатационного содержания, Кэ | 0.9 | 0.92 | 0.94 | 0.96 | 0.98 | 1.00 | 1.02 | 1.04 | 1.06 | 1.08 | 1.10 |
При оценке качества проекта, а также в момент сдачи дороги в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта показатель уровня эксплуатационного содержания КЭ не вычисляют, а принимают равным единице (Кэ = 1,0).
Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости КРСi сопоставляют с нормативными значениями комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния КПн (при оценке показателей технического уровня дороги) и с предельно допустимыми его значениями (при оценке показателей эксплуатационного состояния дороги), которые в этом случае принимают за нормативные. В результате анализа фактических частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости (КРсi) устанавливают параметры и переменные характеристики дороги. На участке, где частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости не отвечают предъявляемым требованиям (КРсi < КПН), намечают, согласно действующей классификации, соответствующие виды работ по ремонту и содержанию дороги.
Таблица 2.3.18
Виды дорожных работ в зависимости от частных коэффициентов КРСi
Частный коэффициент КРСi | Учёт влияния | Вид дорожно-ремонтных работ при КРСi < КПН |
КРС2 | Ширины и состояния обочин | Укрепление обочин |
КРС3 | Интенсивности и состав движения, ширины фактически используемой укреплённой поверхности покрытия | Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин, уширение мостов и путепроводов |
КРС4 | Продольного уклона и видимости поверхности дороги | Смягчение продольного уклона, увеличение видимости |
КРС5 | Радиуса кривых в плане | Увеличение радиусов кривых, устройство виражей, спрямление участка |
КРС6 | Продольной ровности покрытия | Устройство выравнивающего слоя с поверхностной обработкой или восстановление верхнего слоя методами термопрофилирования и регенерации (ремонт покрытия при ЕФ ³ ЕТР). Ремонт (усиление) дорожной одежды при ЕФ < ЕТР |
КРС7 | Сцепных качеств покрытия | Устройство шероховатой поверхности методом поверхностной обработки, втапливания щебня, укладки верхнего слоя из многощебенистого асфальтобетона |
КРС9 | Поперечной ровности покрытия (колеи) | Ликвидация колеи методами перекрытия, заполнения, фрезерования |
КРС10 | Безопасности Движения | Мероприятия по повышению безопасности движения на опасных участках |
Примечание. 1. КРС1 и КРС8 учитывается при оценке состояния дороги соответственно по КРС3 и КРС6.
2. ЕФ и ЕТР - соответственно фактический и требуемый модули упругости дорожной одежды и земляного полотна.
3.1. Общая оценка качества и состояния автомобильной дороги
Общую оценку качества и состояния автомобильной дороги выполняют:
- после завершения работ по диагностике для выявления степени соответствия фактического состояния дороги нормативным требованиям по потребительским свойствам и назначения мероприятий по ремонту или реконструкции дороги;
- после разработки плана мероприятий по ремонту или реконструкции дороги или сети дорог для определения ожидаемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния, сравнения его с нормативами и расчёта ожидаемой эффективности намеченных мероприятий;
- ежегодно после окончания ремонтно-строительного сезона или сразу после окончания работ по ремонту или реконструкции для оценки фактического состояния и фактической динамики его изменения в результате выполненных работ, а также оценки их эффективности и составления плана дальнейших действий.
3.2. Величину обобщённого показателя качества и состояния каждой дороги (участка дороги) определяют по формуле 3.1. Степень соответствия фактически обеспеченных всей дорогой транспортно – эксплуатационных показателей или потребительских свойств (ПД) нормативным требованиям оценивают по относительному показателю качества дороги:
. (3.1)
Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда КД > 1.
ПД – обобщенный показатель качества и состояния дороги;
ПД = КПД × КОБ × КЭ, (3.2)
В целом для участка дороги показатель качества определяется как средневзвешенная величина по всем характерным участкам:
ПД = Пi × Li /Li (3.3)
3.3. На основании анализа оценки качества и состояния, автомобильных дорог и дорожной сети намечают основные пути повышения транспортно – эксплуатационных свойств дорог, последовательность и очередность выполнения работ по реконструкции, ремонту и содержанию.
Динамика изменения показателей качества дорог во времени характеризует эффективность деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту дорог.
При назначении видов работ на каждом участке дороги необходимо учитывать то, что во многих случаях один вид работы позволяет одновременно улучшить несколько показателей. Например укладка выравнивающего слоя и дополнительного слоя асфальтобетона для улучшения ровности (повышения величины Крс6) позволяет одновременно повысить сцепные качества покрытия (значение Крс7) и нет необходимости назначать другие виды работ на этом участке для повышения коэффициента сцепления. Укрупненный перечень основных взаимовлияющих видов работ приведен в таблице 3.3.1
Таблица 3.3.1
Перечень основных взаимовлияющих видов работ
Частный коэффициент КРСi , по которому назначается вид работы | Виды работ по ремонту участка дороги при КРСi < КПН | Одновременно повышаются следующие показатели |
КРС2 | Укрепление обочин | КРС10 |
КРС3 | Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин | КРС2, КРС4, КРС8, КРС10 |
КРС4 | Смягчение продольного уклона увеличение видимости поверхности дороги | КРС2, КРС5, КРС8, КРС10 |
КРС5 | Увеличение радиусов кривых в плане, устройство виражей, спрямление участка | КРС2, КРС4, Крс6 КРС8, КРС10 |
КРС6 | Устройство выравнивающего слоя поверхностной обработкой, восстановление верхнего слоя методами термопрофилирования и регенерации или укладка нового слоя | КРС7, КРС8, КРС10 |
КРС7 | Устройство шероховатой поверхности методом поверхностной обработки, втапливанием щебня, укладки верхнего слоя из многощебенистого асфальтобетона | КРС8, КРС10 |
КРС8 | Усиление дорожной одежды | КРС6, КРС7, КРС10 |
КРС9 | Усиление и уширение мостов | КРС10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Исходная информация транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Автомобильная дорога метраж начала а/д 25.000; метраж конца а/д 27.000. Участок дороги 5 км (Варианты определяются по порядковому номеру в экзаменационной ведомости)
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
Интенсивность движения | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина проезжей части | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | 6,5 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 8,0 | 8,0 | 8,5 | 8,5 | 9,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 7,0 | 7,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 |
Число полос движения | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | ||||||||||||||||||||||||
Разделительная полоса | ||||||||||||||||||||||||
25000÷27500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Ширина обочины | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | 2,5 | 1,5 | 2,5 |
26000÷27500 | 1,0 | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 1,5 | 2,5 | 1,5 | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 |
Укрепление обочин (засевом трав) | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | - | - | 0,5 | 0.5 | - | - | 0.5 | - | 0.5 | - | 1.5 | 0,5 | 1,0 | - | 1,0 | - | 0,5 | 1,0 | 0,5 | - |
26000÷27500 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 0.5 | - | - | - | 0,5 | 1,0 | 1,0 | 1.0 | 0,5 | - | - | - | - | 0,5 | - | 1,0 | 0,5 |
Кривые в плане без виража | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25380 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
25380÷27500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
Продольные уклоны, в ‰ | ||||||||||||||||||||||||
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25300 | -10 | -20 | -30 | -40 | -15 | -10 | -10 | -20 | -10 | -5 | -15 | |||||||||||||
25300÷25400 | -20 | -30 | -40 | -50 | -30 | -20 | -20 | -35 | -20 | -20 | -10 | |||||||||||||
25400÷26000 | -30 | -45 | -50 | -40 | -45 | -30 | -30 | -50 | -35 | -10 | -35 | -5 | ||||||||||||
26000÷26300 | -40 | -60 | -40 | -30 | -30 | -40 | -40 | -35 | -50 | -5 | -20 | -50 | ||||||||||||
26300÷26500 | -50 | -45 | -30 | -20 | -20 | -50 | -50 | -20 | -35 | -5 | -20 | -35 | -35 | |||||||||||
26500÷26800 | -40 | -30 | -20 | -10 | -10 | -40 | -35 | -5 | -20 | -10 | -15 | -35 | -40 | -20 | ||||||||||
26800÷27000 | -30 | -15 | -10 | -25 | -10 | -20 | -5 | -5 | -5 | -25 | -25 | -50 | -35 | -5 | ||||||||||
27000÷27500 | -20 | -10 | -10 | -20 | -5 | -20 | -10 | -35 | -35 | -35 | -20 | |||||||||||||
варианты: | ||||||||||||||||||||||||
25000÷25600 | -10 | -5 | -10 | -15 | -30 | -5 | -60 | -25 | -45 | -60 | -15 | |||||||||||||
25600÷25900 | -10 | -20 | -30 | -40 | -15 | -50 | -40 | -35 | -50 | -5 | ||||||||||||||
25900÷26200 | -25 | -30 | -40 | -50 | -30 | -15 | -35 | -50 | -25 | -35 | -15 | |||||||||||||
26200÷26500 | -40 | -40 | -50 | -35 | -45 | -30 | -20 | -35 | -10 | -20 | -10 | -30 | ||||||||||||
26500÷26800 | -30 | -30 | -40 | -20 | -60 | -45 | -5 | -20 | -5 | -20 | -45 |
Продолжение приложения 3
26800÷27000 | -20 | -20 | -30 | -5 | -45 | -30 | -5 | -30 | -30 | |||||||||||||||
27000÷27300 | -10 | -10 | -20 | -30 | -15 | -5 | -40 | -15 | ||||||||||||||||
27300÷27500 | -10 | -15 | -20 | -5 | -40 | |||||||||||||||||||
Видимость в плане | ||||||||||||||||||||||||
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | ||||||||||||||||||||||||
26000÷27000 | ||||||||||||||||||||||||
27000÷27500 |
25000÷26800 | - | - | 1,8 | 1,8 | - | - | - | 1,8 | - | - | - | - | - | - | 1,8 | - | - | - | - | 1,8 | - | - | 1,8 | - |
25800÷27000 | 1,2 | 1,2 | - | - | 1,2 | 1,2 | 1,2 | - | 1,2 | 1,2 | 1,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1,2 |
26000÷27500 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1,5 | 1,5 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - | - |
Состояние покрытия (балл) | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 2,8 | 3,2 | 4,6 | 3,5 | 3,2 | 3,8 | 4,0 | 3,8 | 4,8 | 3,2 | 4,2 | 4,6 | 3,2 | 3,0 | 3,9 | 3,8 | 4,0 | 4,2 | 4,0 | 5,0 | 4,6 | 4,0 | 4,2 | 3,8 |
26000÷27000 | 3,0 | 2,4 | 3,8 | 4,0 | 3,8 | 3,9 | 3,8 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 3,8 | 5,0 | 3,9 | 3,4 | 4,2 | 4,0 | 4,2 | 4,0 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 2,8 | 3,0 | 2,8 |
27000÷27500 | 3,2 | 3,6 | 2,9 | 4,8 | 4,2 | 4,8 | 3,6 | 3,6 | 4,0 | 4,6 | 4,6 | 4,8 | 4,2 | 3,8 | 4,5 | 4,2 | 4,8 | 3,8 | 4,8 | 4,6 | 5,0 | 4,6 | 4,0 | 4,6 |
Ровность покрытия по толчкомеру (см/км) | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | ||||||||||||||||||||||||
26000÷27000 | ||||||||||||||||||||||||
27000÷27500 | ||||||||||||||||||||||||
Характеристика покрытия (коэффициент сцепления) | ||||||||||||||||||||||||
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26000 | 0,4 | 0,5 | 0,55 | 0,35 | 0,30 | 0,40 | 0,50 | 0,45 | 0,60 | 0,35 | 0,45 | 0,60 | 0,35 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | 0,50 | 0,55 | 0,45 | 0,70 | 0,65 | 0,45 | 0,45 | 0,40 |
26000÷27500 | 0,6 | 0,3 | 0,45 | 0,45 | 0,40 | 0,35 | 0,45 | 0,65 | 0,50 | 0,60 | 0,30 | 0,70 | 0,65 | 0,35 | 0,45 | 0,45 | 0,55 | 0,45 | 0,55 | 0,60 | 0,75 | 0,30 | 0,35 | 0,30 |
Варианты: | ||||||||||||||||||||||||
25000÷26500 | 0,5 | 0,5 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,35 | 0,55 | 0,65 | 0,30 | 0,30 | 0,65 | 0,40 | 0,45 | 0,45 | 0,65 | 0,60 | 0,60 | 0,65 | 0,75 | 0,45 | 0,60 | 0,30 | 0,60 | 0,40 |
26500÷27500 | 0,7 | 0,6 | 0,60 | 0,70 | 0,70 | 0,75 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,60 | 0,75 | 0,50 | 0,30 | 0,50 | 0,75 | 0,70 | 0,35 | 0,45 | 0,35 | 0,35 | 0,40 | 0,40 | 0,75 | 0,70 |
Варианты | ||||||||||||||||||||||||
Овраги | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Высота насыпи | 1,10 | 1,00 | 1,05 | 0,85 | 0,80 | 0,75 | 0,70 | 1,20 | 1,15 | 1,25 | 0,90 | 0,95 | 0,80 | 0,95 | 0,70 | 0,90 | 0,95 | 0,85 | 0,90 | 1,05 | 1,15 | 1,10 | 1,20 | 1,25 |
коэффициент дефектности и.об. | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,4 | 0.1 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0.3 | 0,2 | 0.1 |
Примечание: 1. Значения Кавар не интерполируются
3. Расчет:: 1. Кавар. участка дороги ;
2. Крс уУчастка дороги;
3. Написать, какие мероприятия необходимо предусмотреть для уменьшения аварийности и увеличения расчетной скорости.