Аннелиз Ф. Корнер 22 страница

9. Серый 4 О О 4 (8) 0. Черный 3 0 3 6 (?)

Формула последовательности

CS Mis Mas AS 0:3: 6:1

Стены: (3) (6) (9) (4)

Синдромы

Стены

Nsyn 19 (3)

Ssya 12 (3)

Dsyn 11 (4)

Asyn 14 (9)

Схема 1. Тест цветных пирамид. Испытумый А (а)

«НЕКРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ»

Цветовые I II III Всего Стены баллы

1. Красный 1124 (4)

2. Оранжевый 1102 (5)

3. Желтый 6208 (9)

4. Зеленый 0303 (2)

5. Синий 0000 (2)

6. Пурпурный 1001 (3)

7. Коричневый 3 1 6 10 (9)

8. Белый 1517 (9)

9. Серый 1001 (5) 0. Черный I 2 6 9 (8)

Формула последовательности

CS Mis Mas AS

4:2:3:1

Стены: (6) (5) (7) (5)

Синдромы

Стены

Nsyn 7 (3)

Ssyn 14 (7)

Dsyn 21 (8)

Asyn 17 (7)

Схема L Тест цветных пирамид. Испытумый А (б)

D-оценки

Цвета Стены

1. Красный 0 (4)

2. Оранжевый +1 (5)

3. Желтый -3 (3)

4. Зеленый +3 (7)

5. Синий +9 (7)

6. Пурпурный +3 (8)

7. Коричневый -10 (3)

8. Белый -3 (3)

9. Серый +3 (9) 0. Черный -3 (6)

Формула последовательности

CS MIS MaS AS

-4 : +1 : +3 : О

Стены: (3) (7) (8) (5)

Синдромы

Nsyn +12

Ssyn -I

Dsyn -10

Asyn —3

Схема 1. Тест цветовых пирамид. Испытуемый А (с)

Тщательное изучение приведенного далее примера должно про­лить свет на последующее описание методики. На диаграммах цвета по­казаны с помощью стандартного номерного кода. Это, конечно же, не позволяет составить впечатления о внешнем виде пирамид.

Так как оттенки не использовались, то табуляция опенок и т.д. будет отличаться от стандартного бланка записей. Включены D-оценки, так же как и цветовые стены и стены последовательности, основанные на примере 300 взрослых испытуемых немцах. Эквиваленты стенов, при­веденные для D-оценок и синдромов, возможно, не точны, так как они взяты из общего образца «мальчиков», в то время как «взрослые» стены для D-оценок и синдромов недоступны.

Что следует из представленного протокола?

Стены 4, 5, 6 или 7 считаются приближающимися к среднему уров­ню (то есть в пределах одного стандартного отклонения вверх или вниз от среднего значения), таким образом, стены от 8 и выше считаются «высокими», а от 3 и ниже — низкими. По этому критерию оценки дан­ного испытуемого за «красивую» пирамиду являются высокими для бе­лого и серого и низкими для коричневого цветов. Считается, что мало коричневого цвета означает низкий энергетический уровень, высокие оценки по белому и серому — это «потеря контроля над действительно­стью» и «расчлененность внутреннего опыта» соответственно, или, ко­роче — возможность невротической тенденции. Однако все три получен­ные испытуемым оценки вряд ли можно назвать действительно высоки­ми или низкими. В случае с «некрасивыми» пирамидами все совсем ина­че: высокие оценки по желтому, коричневому и белому (все на уровне

«Цветные пирамиды» возможно что-то изменит или добавит к тому, что было сказано.

В качестве следующего упражнения читатель может изучить и са­мостоятельно оценить еще один пример проведения методики (испы­туемая В). Пирамиды изображены на схеме 2. Для интерпретации даже очень поверхностной, как в первом случае, будет необходимо исполь­зование руководства. Станет очевидным, однако, что подход к испыту­емой Б значительно отличается от подхода к испытуемому А, особенно к оценке формы. Более того, тогда как в первом случае «некрасивые» пирамиды были проинтерпретированы в основном как «недостаток структуры», испытуемая Б связала понятие «некрасивого» с- основны­ми цветами. Она объяснила, что выбрала красный и синий в «краси­вых» пирамидах I и II, потому что «эти цвета красивые». Тем не менее, говоря о пирамиде П, и особенно III, Шай и Хайсс указывают на пре­обладание формы, тогда как о «некрасивых» пирамидах испытуемого А (все они «коврового» типа) говорится, что у всех них преобладает цвет. Кажется, что здесь существует некоторое несоответствие в терминоло­гии или только в ее понимании. Можно по справедливости сказать, что «красивая» пирамида II тестируемой Б показывает преобладание фор­мы, чего нет ни в одной из «некрасвых» пирамид испытуемого А. Но в процессах рассуждений, приводящих к их составлению, справедливо совсем противоположное. В действительности многие и даже большин­ство «ковровых» пирамид имеют явное преобладание цвета, а S-пира-миды имеют преобладание формы. Важно понять намерения и пережи­вания человека, создающего пирамиды.

ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ'60 VISUAL APPERCEPTION TtsT'60 (VAT'60)

Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (Raft Khan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически, это рису­ночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисун­ков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный харак­тер и не систематично.

МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ

Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих об­разцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок слож­нее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок.

Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: крас­ный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо ука­зывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал.

ОЦЕНИВАНИЕ и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Как уже упоминалось, оцениваются только цвета. Используются три категории: «в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше мес­та, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основ­ным» — 2, «вторичным» — 1.

Вычисляются пять «оценок», как показано ниже. Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматри­ваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка.

Данный образец взят из стандартного «бланка анализа цветов»:

Рис. 23. УАТ'бО. Карточка 1

Цветам или цветовым группам приписываются следующие значения. Красный и оранжевый: агрессия (или «сильные эмоции»). Черный и коричневый: подавленность (депрессия). Синий и зеленый: веселое настроение.

Пурпурный: самоконтроль.

Желтый: тревожность.

Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом:

1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность

2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия

3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение

Считается, что такая «оценка настроения» важна для «психотера­певтического планирования». По-видимому, следующие один за другим пласты наслоения рассматриваются как все более и более «отдаляющие­ся от поверхности». Таким образом, можно считать, что верхний паттерн является признаком хорошего прогноза.

Хан заявляет, что VAT'60 обладает надежностью (0,79; п=349), но не указывает из каких параметров он сделал такой вывод. Говорится о диагнозах шизофрении, подтвержденных MMPI, но и в этом случае мало информации о том, как были поставлены данные диагнозы.

На два положения данной методики сразу же возникает критичес­кая реакция даже при поверхностном знакомстве с VAT'60. Первая: фор­мулировка инструкции может привести к тому, что испытуемый будет полагать, что распознание формы — это главное требование и что выбор цвета для выделения этой формы практически несущественен. Несколь­ко карточек имеют рисунок, явно напоминающий человеческое лицо — перцепт, ограничивающий выбор цвета. Таким образом, можно аргумен­тировать, что, выражаясь в терминах Роршаха, стимулы VAT'60 благо­приятствуют больше F-ответам, чем FC, не говоря уже о CF-ответах. Следовательно, возможное произвольное использование цвета вряд ли подтвердит анализ цветового выбора, на котором основывается оцени­вание VAT'60. To же самое и в отношении второго положения, вызываю­щего критику. Оно состоит в том, что игнорирование всех цветов, кроме двух, может привести к аномальным результатам. Так, в приведенном выше примере ответ к карточке 10 был описан как «куча марципановых пасхальных яиц в корзине». Выбор «основного» и «вторичного» цветов среди красного, желтого, пурпурного и зеленого, использованных прак­тически в равных пропорциях, был почти произвольным. А раз так, то желтому был определен статус «основного», красному — «вторичного», но если зеленый поставить на место красного, то наслоение данного испытуемого получилось бы совсем иным. Рискуя вдаться в подробнос­ти, заметим, что в протоколе того же испытуемого синий цвет был ис­пользован пять раз, а оценен только однажды. Аномалии такого типа вполне ожидаемы, если в тесте используется простая система оценива­ния, содержащая всего несколько пунктов.

Обсуждение интерпретации различных цветов отложено до заклю­чающей части этой статьи. Однако заметим, что можно создать что-то вроде «формулы последовательности», как в цветной пирамиде, и для VAT'60, и если бы были более ясные объяснения анализа элементов фор­мы, то у этих двух методик было бы много общего. Можно провести параллель между интерпретацией использования цвета при учете формы в цветных пирамидах и содержательной детерминацией (функция фор­мы) в VAT6Q. К теме возможности того, что может быть названо взаим­ным обогащением двух различных проективных методик, мы вернемся в заключительной статье.

МНОГОМЕРНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ

THE MULTI-DIMENSIONAL DRAWING TEST (MDDT)

Вторым рисуночным тестом, в котором интерпретация основыва­ется на использовании цвета, является Многомерный рисуночный тест Рене Блоха (Rene Bloch), кратко описанный в докладе, прочитанном в 1968 г. на Интернациональном конгрессе по Роршаху.

МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ

Необходимый материал состоит из блокнота для рисования фор­мата А6 (10,5 х 14,8 см), семи фломастеров различных цветов: черного, красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого, а так­же секундомера, чтобы засекать время рисования.

Испытуемому говорят, что ему необходимо нарисовать картинку за 60 секунд, а затем его просят нарисовать еще. Выбор предмета рисова­ния и цветов всегда свободен. Необходимы серии из тридцати рисунков, между которыми будут перерывы по несколько секунд. Когда все серии завершены, испытуемого просят «объяснить его рисунки», то есть рас­сказать, что он нарисовал.

ОБРАБОТКА

Основное внимание уделяется количественной оценке. Можно так­же провести и анализ содержания, но он рассматривается как «дополни­тельный». Подсчет ведется следующим образом при помощи f%.

Символом f отмечаются «функциональные» картинки, то есть те, которые «имеют только один отдельный предмет». Такие картинки далее определяются как «не имеющие даже двух отдельных частей с содержа­нием». Окружения или фона (даже простой опорной линии) достаточно, чтобы отметить рисунок буквой f. Этот критерий выражается в процентах от общего числа рисунков. В норме их тридцать, но могут происходить и «отказы» (то есть невозможность нарисовать картинку в течение данных шестидесяти секунд), хотя это случается довольно редко. Такие отказы объясняются чем-то вроде роршаховского «шока», являющегося показа­телем вытеснения или, возможно, «аффективного ступора». Параллель также можно провести между f% и значением «сужения», выводимом в F% в тесте Роршаха-. Высокий и низкий показатель f% связывается с

шизотимией и циклотимией соответственно; нормальные испытуемые занимают среднее положение, но ближе (по значению f%) к последне­му, нежели к первому.

ОЦЕНКА ЦВЕТА (Cs) и СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (AML)

«Оценка цвета» для каждого рисунка представляет собой количе­ство использованных цветов. Вычислив среднее количество, получим «средний арифметический уровень» (AML), значение, сравнимое с pop-шаховским С. Однако так как Блох использует термин «динамическое расширение» в отношении K.AML, то приходится делать вывод, что ин­терпретация также связана с роршаховским «расширением», и, таким образом, является показателем расширенного опыта. Блох рекомендует фиксировать все Cs, чтобы знать не только средний уровень, но и разли­чия в количестве использованных цветов. Из этого он выводит критерий «вариативное значение» (V), которое вычисляется как среднее арифме­тическое разниц последовательных цветовых оценок. Среднее значение для «нормальных» — 1,05; циклотимы имеют несколько завышенную оценку, шизотимы — заниженную, а хронические шизофреники — 0,41. Разница, однако, небольшая.

Особое внимание уделяется «монохромным» сериям рисунков, то есть ответам, в которых все или почти все рисунки выполнены одним цветом. Считается, что это показатель аффективной реакции, подавлен­ной сильным контролем эго или невротической депрессией. Прямой про­тивоположностью такого типа ответов являются «простые полихромные серии», в которых выбор отдельных цветов часто меняется. Такие «изме­нения монохромных цветов» обозначаются специальным символом (monCc), и считаются характерными для пациентов, страдающих реак­циями соматизапии.

Соотношение f : AML обозначается буквой Е — «тип пережива­ния», по аналогии с Роршахом. Из последующего объяснения обоих ком­понентов станет ясно, что сходство с роршаховским М : еС действитель­но значительное. Так как не приводится никаких цифровых данных, то неясно, где находится точка различия экстраверсии и интроверсии. Од­нако нужно помнить, что результаты нормального выполнения заданий ближе к циклоидной, чем к шизоидной личности.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация содержания ограничивается небольшим количе­ством категорий: предметы (О), растения (Р), животные (А) и челове­ческие фигуры (Н), плюс «специальная категория» (Is). В отличии от Роршаха, каждый рисунок оценивается по содержанию в целом. Таким образом, рисунок «женщина, развешивающая белье в саду; кот, сидя­щий рядом», предположительно будет оцениваться по четырем «обыч­ным» категориям и внесет четыре пункта в так называемое общее ОРАН. Из этого общего вычисляются отдельно О%, Р%, А% и Н%. Is вычисля­ется дополнительно для других категорий содержания; не дается четкого критерия, но можно провести самую близкую параллель с роршаховс-

ким типом О. Интерпретация обычных содержательных категорий прово­дится почти так же, как и роршаховская. Единственная не предсказыва­емая связь — это связь высокого Р% с «инфантильными чертами».

Дальнейшая частичная аналогия с применением теста Рорашаха состоит в использовании «содержательной последовательности», имею­щей некоторое сходство с роршаховским «анализом последовательнос­ти». Значительное внимание уделяется роли символики в MDDT, кото­рый, по утверждениям авторов, похож на символику снов в соответ­ствии с психоаналитической теорией.

НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ

По точным стандартам можно сказать, что публикация MDDT была преждевременной, так как имеется только ограниченное количество пси­хометрической информации. В руководстве говорится, что на момент на­писания тест был проведен примерно на 500 пациентах в трех центрах. Однако предоставленная информация основывается на меньшем коли­честве.

Ретестовая надежность f% в течение трехнедельного периода на 32 нормальных пациентах выдала коэффициент 0,89. Но никакой подобной цифры для AML не приводится, и возникает впечатление, что колеба­ния настроения или эффективность — это то, что, как ожидается, будет изменяться. Как бы то ни было, этот компонент включен в исследования валидности. Валидность оценивается путем сравнения, проводимого в критериальных группах (всего 275 человек), начиная от группы, состоя­щей из 61 нормального человека, и до 50 случаев острой шизофрении, 14 случаев внутренней депрессии и 12 случаев гибефрении. Мы уже гово­рили о различиях f%, AML и V среди критериальных групп. Вдобавок приводим таблицы с результатами t-теста, проведенного на этих груп­пах, для f% и AML. Среди 36 сравнений каждой переменной 27 были значительными (на уровне 5%) для f% и AML.

Очевидно, что изучены далеко не все возможности методики MDDT. Но даже если после ее применения, в конце концов, мы испытаем разо­чарование, то оно, хотя бы из-за простоты этой методики, по крайней мере не будет куплено дорогой ценой.

В тесте очевидны определенные методологические или процедур­ные трудности. Серии из тридцати рисунков представляют собой доволь­но сложное задание для испытуемого, особенно для того, чье мнение о себе, как о художнике, не очень высоко. Что происходит с «испорченны­ми» рисунками, не указывается. Наконец, потенциальный пользователь оставляется с чувством дискомфорта, которое можно считать противо­положным тому, что остается после использования VAT'60. В этом тесте испытуемому не говорят, что выбор цветов будет очень важным; в MDDT дается ряд ярких цветов и не обеспечивается никакой конструкции для их использования. Однако в обоих случаях испытуемый не имеет ни ма­лейшего представления о том, каким образом будет оцениваться его вы­бор цветов: это может быть, а может и не быть плюсом, но у исследова­теля все же останется ощущение, что он нарушает контакт с испытуемым. Блох ссылается на тот факт, что «до сих пор» были изучены только «монохромные серии», так что в будущем по ходу исследований этот аспект процедуры может быть развит.

Хотелось бы более подробно узнать об обосновании. В работе Блоха представлен современный пример континентально-европейского подхо­да к личности через исследования индивидуальных различий в восприя­тии — традицию, в которую сам Герман Роршах внес большой вклад. Среди последователей данного подхода только имя Ульфа Крага (Ulf Kragh) хорошо известно в англоязычных странах. Точка зрения Блоха наиболее близка к мнению Сэндера (Sander), который различал «анали­тический» и «интегрирующий» типы восприятия, которые он связывал с шизотимическими и циклотимическими личностями соответственно. Как мы уже говорили, Блох больше интересовался манипулированием с цветом самого по себе, а не аффективным влиянием отдельных цветов. Поэтому в MDDT представлен подход, отличающийся от подходов всех других методик, о которых говорилось в этой статье. По этой причине MDDT не может быть включен в обзор значений цветов в различных проективных методах в таблице 6.

Таблица 6. Значения, приписываемые проективным цветовым реакциям

Цвет Лоуэнфельд Люшер Де Зиув Шай и Хайсс Хан (VAT'60) Пиотровский Цвет
Красный Жизненность, веселость, ярость Жизненная сила, * драйв «Жизненно-аффективная интенсификация личности» Импульсивный эффект Агрессия, ярость, «сильные эмоции» Эмоциональная реактивность Красный
Оранжевый     Спонтанное аффективное отношение к внешнему миру Экстраверсия. Экстернализация аффекта То же, что и выше, но в меньшей мере   Оранжевый
Желтый Веселость Несдерживаемая экспансивность, релаксация Психическая экспансия, экстратенсивность Стабильное, целенаправ­ленное выражение аффекта Тревожность, conpoTneJ ление терапии «Действие» Желтый
Зеленый «Нейтральный» «Легко ослабляемое напряжение», «контроль» Регуляция (но не вытесне­ние) аффективных тенден­ций «Регуляторный, гомеостати-ческий аспект эмоциональ­ности» Веселое настроение Контролируемая эмоциональность Зеленый
Синий Спокойствие, холодность Невозмутимость, сензитивность Эмоциональная апатия Хорошо контролируемые эмоции Веселое настроение Контролируемая эмоциональность Синий
Пурпурный/ Фиолетовый   Идентификация Внутренняя эмоциональная и аффективная стимуляция Интернализация аффекта, тревожность, напряжение «Внешняя самоуверен­ность», совладавшая с   Пурпурный/ Фиолетовый
Коричневый   Чувственность, защищенность Фиксация, ригидность «Сильные примитивные импульсы, управляемые негативистскими реакциями» Грусть (не перерастаю­щая в депрессию) Вина Коричневый
Белый Пассивность, опустошенность, деперсонализация   Опустошенность Пустота, потеря контакта с реальностью   Выход из депрессии Белый
Серый   Невовлеченность Эмоциональная нейтральность Функция нейтрализации, вытеснение, уход   Свидетельство антагонизма Серый
Черный Депрессия (но не обязательно) Отказ, подавление, кумуляция (накоп­ление) чувств Вытеснение, подавление, кумуляция чувств Торможение, блокирование неадекватность Депрессия, умаление собственного достоин­ства Побуждение к активности Черный

«ЗНАЧЕНИЯ» ЦВЕТОВ. КРАТКИЙ ОБЗОР

Читателю следует с особой осторожностью относиться к примене­нию данных таблицы 6, куда вошла информация из дополнительных ис­точников. В этой связи мы должны помнить следующее:

1) Лоуэнфельд, как уже говорилось выше, не занималась интер­претацией отдельных цветов. Как заметили Эймс (Ames) и Илг (Ilg), слово «цвет» не встречается в предметном указателе в ее работе. Как бы то ни было, она рассматривает использование отдельных цветов в моза­иках, собранных пациентами-невротиками. Основное вы можете найти в сокращенном виде в таблице 6.

2) Люшеровские значения взяты из сокращенной версии теста. Основное, что нужно помнить, это что синий цвет в его тесте — это очень темный синий, а зеленый имеет голубой оттенок.

3) Де Зиув упоминался в этой книге в основном в связи с Люшером. В его работе дается только очень короткое описание его собственно­го цветового теста, который очень напоминает «полную» версию теста Люшера. Де Зиув также разработал тест, похожий на Тест цветных пирамид, используя конструкцию в виде креста из пяти квадратов. Некото­рые из его «гипотетических психодиагностических значений» довольно трудно понять в переводе на английский, но главная идея ясна (даже в случае с зеленым цветом!).

4) Комментарии Пиотровски по поводу реакций на цвета теста Роршаха собраны из разных источников. Пиотровски, единственный из специалистов по Роршаху, осмелился на интерпретацию такого типа, и в некоторых местах она дается довольно небрежно. Понятно, что роршаховские цветовые реакции отличаются от применения цвета в других представленных здесь методиках. Но все же между ними существует очень много совпадений.

Прежде чем изучать таблицу 6, стоит разобраться, что же подразу­мевается под «значением», приписываемым какому-либо цвету. Несмот­ря на то, что работа де Зиува называется «Предпочтение цветов в психо­диагностике», автор пытается дать понять, что описание общих характе­ристик цвета «не должны путаться с различными психодиагностически­ми значениями предпочтений цветов». Что де Зиув и другие авторы, свя­зывающие проективную интерпретацию с реакцией на цвет, имели в виду, лучше всего можно понять, обратившись к «характеристике» эсте­тического типа Буллофа (Bullough) — эмпатической атрибуции квази­человеческих качеств стимульному объекту. Реакция на цвет, таким об­разом, должна пониматься не в терминах «любимого цвета», независимо от того, существуют предпочтения его использования, контекста и т. д. или нет, а просто как реакция сама по себе, на особенность окружаю­щей среды выделять стимулы. Де Зиув отмечает, что «значение» цветовой реакции (которая может быть в форме предпочтения цвета) зависит и от «личностного уровня» испытуемого. Этот термин не объясняется, но, возможно, лучше его понимать как индивидуальное в отношении к ок­ружению, чем как в Dasein-концепции Бинсвангера (Binswanger): «бытие-в-мире». Кое-какие объяснения можно взять из люшеровского «струк­турного значения цветовых пар». Таким образом, в соответствии с этой точкой зрения, отдельная «цветовая пара» имеет константное «значе­ние», но в соответствии с «функцией» («+», «=», «х» или «—»), с кото­рой она связана, она имеет различную актуальность для опыта поведе­ния испытуемого, в протоколе которого она обнаруживается.

Возвращаясь теперь к таблице 6, мы обнаруживаем довольно высо­кий уровень согласованности. Самые явные расхождения мы видим в дан­ных для VAT60, в котором желтый цвет, связывающийся в других мето­диках преимущественно с положительными эмоциями, считается пока­зателем тревожности. Интерпретация Ханом синего и зеленого цветов немного меньше расходится с мнением других авторов методик: он при­писывает им «веселое настроение», тогда как другие — «холодность» и «спокойствие», но «контролируемую эмоциональность» или другие по­хожие термины, используемые Шаем и Хайссом, можно считать связую­щим звеном между этими крайностями. Все системы, так же как и схо­жий язык, сходятся в противопоставлении «теплых» цветов (красный, оранжевый и желтый) «холодным» (синий, зеленый и (иногда) фиолетовый и коричневый). В рамках данной дихотомии Хан помещает синий и зеленый на правую сторону, белый и серый цвета постоянно исследуют­ся; то же самое и с черным (если не принимать во внимание Пиотровс­ки). Цвета, трактующиеся менее последовательно, — это «вторичные» или «смешанные» (пурпурный/фиолетовый и коричневый), но даже здесь можно проследить определенные соответствия, хотя и не точно по ко­лонкам.

Любой скептик сразу отметит что многие из «значений» цветов — это не что иное, как простые ассоциации. На это обвинение можно отве­тить, что «быть похожим» и «быть не чем иным, как» — это не одно и то же. Более того, многие последователи этого подхода предъявляют или утверждают, что имеют эмпирические доказательства своих точек зре­ния. Люди имеют собственные ассоциации с цветами, которые могут быть довольно случайными; следовательно, можно сказать, что цветовая реакция, происхождение которой прослеживается, не может считаться «ненормальной» в смысле патологии. Однако сильные ассоциации, зна­чительно отклоняющиеся от обычных, будут иметь симптоматическое значение при определенных обстоятельствах. Так Лоуэнфельд отмечает, что желтый цвет может иногда иметь дисфорические значения из-за ас­социации с гноем или мочой, при таких реакциях можно предполагать наличие невроза.

Эмпирический подход, важный для проективной методики, дол­жен также рассматривать и трудности, возникающие из-за различий в отношении к цвету (или, скорее, к названию цвета) в различных кон­текстах. Так зеленый (не специально) может с успехом быть выбран для внутренней отделки помещения, так как он «способствует отдыху», но от него откажутся при окраске корпуса автомобиля, потому что он «не­счастливый». Возможно некоторое нетерпение и насмешки, с которыми обычные люди, да и психологи тоже, встретили тест Люшера (речь идет о сокращенном варианте), относились к недостаточному пониманию того, что выбирать необходимо именно из этих цветов. В методике «Цветные пирамиды» в которой с цветными квадратиками необходимо произво­дить действия, возникновение трудностей наиболее вероятно. Однако самая большая сложность возникает в тех случаях, когда люди не могут работать с цветом в отсутствии контекста. Они выражают это, например, такими фразами: «Да, я понимаю, что это синий цвет, но сам по себе он ничего не значит. Для каких-то случаев он вполне подойдет, а для других -нет». Если все же такого человека удастся убедить пройти тест, то не стоит ожидать согласованности его результатов. Но также возможно, что прохож­дение такими испытуемыми манипулятивного цветового теста, такого как «Цветные пирамиды», может быть решающим в установлении того, может ли он показать единообразие цветовых реакций при выполнении различных тестов.

Осторожность при выражении своего отношения к цвету открыта для различных толкований, начиная от педантичности, происходящей из сильной вовлеченности, и до отсутствия реактивности и безразличия. Как и многое другое в проективной психологии, это качество может

иметь противоположное значение для различных людей, и разобраться в этом входит в задачу клинициста, если только он считает, что работа стоит усилий. Несомненно, важно четко определить, что имеется в виду под «реактивностью» на цвет в определенной ситуации. Как мы уже гово­рили, реакции или использование цвета в описанных методиках в этой книге или где-либо еще значительно различаются. Этот вопрос рассмат­ривается в исследовании Цербуса и Николса (Cerbus and Nichols), посвя­щенном (к сожалению, как и в данном случае) в основном ответам на тест Роршаха, но так же затрагивающем и другие методики. Эти авторы делают вывод, что в действительности существуют свидетельства того, что депрессивный пациент демонстрирует слабое использование цвета, что можно проинтерпретировать как показатель снижения интереса к внешнему миру. Подразумеваемое выделение цвета как доминирующего визуального элемента внешнего мира подходит под точку зрения Шахте-ля (Schachtel) о влиянии цвета. Процитируем его: «Наблюдатель сразу же осознает наличие «чего-то окрашенного» — цвет впечатляет его, — но он вынужден вглядываться и «узнавать» или различать форму».