Предупредить панику

Паника-это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку.

Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами "очевидцев".

К возникновению страха и паники может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.

Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна периодически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям. Постараться переключить внимание людей с действий "лидера" паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Здесь должны найти место властные и громкие команды людей с волевым характером. Надо всех незамедлительно вовлечь в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большинства людей в такой ситуации наблюдается повышенная активность, стремление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный участок.

И еще одно важное обстоятельство - это постоянное общение руководителей всех рангов местной администрации, депутатов и других известных и уважаемых людей с населением того района, города, где произошли стихийное бедствие или катастрофа.

Подготовка населения в области защиты от ЧС приобретает всеобщий, государственный масштаб и проводится по соответствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и кончая неработающим населением по месту жительства. Подготовка всей учащейся молодежи проводится в учебных заведениях в учебное время по специальным программам.

В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навыков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуациях Правительство требует регулярно проводить командно-штабные, тактико-специальные, комплексные учения и тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их организационно-правовой формы.

Формирование таких морально-боевых и психологических качеств, как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать предельные физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы обучения и воспитания населения России для действий в любых чрезвычайных ситуациях.

Высокая степень готовности личного состава требует, чтобы каждое формирование было сплоченным, слаженным, легко управляемым, Могло успешно выполнить возложенные на него задачи. Это успешно решается лишь при комплексном, планомерном, глубоко продуманном и целенаправленном воздействии на все стороны жизни и деятельности личного состава формирований. Такое воздействие начинается с того дня, когда человека включают в состав формирования.

Прежде всего бойцу разъясняют его задачи и обязанности. В дальнейшем психологическая подготовка ведется непрерывно в процессе повседневной трудовой деятельности, на занятиях и учениях, непосредственно при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий.

Высокий психологический эффект дают учения и многократные тренировки по выполнению как отдельных приемов и действий, так и всего комплекса спасательных и других неотложных работ в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям. Именно при этом претворяется в жизнь важный принцип психологической закалки - внесение в действия людей допустимых элементов напряженности, опасности и риска. Напряженность достигается увеличением физических и нервно-психологических нагрузок на личный состав, созданием психологической модели реальной обстановки, а также условий, которые могут сложиться при ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Элементы напряженности и опасности постепенно приучают людей преодолевать самую высокую психологическую нагрузку, активно и результативно выполнять возложенные на них задачи в сложной обстановке.

При подготовке формирований от обучаемых требуется:

- знать психологические требования к личному составу, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;

-уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях;

- применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.

Для этого с обучаемыми прорабатываются такие вопросы, как:

- личностные характеристики, эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении аварийно-спасательных работ;

-статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентации, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

- способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности;

- проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально важных качеств, умений и навыков;

- обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации;

- ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету;

- психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера;

- факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления;

-демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра;

- индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранение самообладания, способности к активной деятельности, кратковременные изменения психического состояния, патологические нарушения психической деятельности;

- практическое ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).

- индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях, условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ;

- поведение спасателя и личного состава ГОГО среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, в уголовной среде;

- приемы противодействия слухам;

- разбор конкретных ситуаций из практики ведения аварийно-спасательных работ.

Методы психологической подготовки спасателей, например, к действиям в чрезвычайных ситуациях, предусматривают создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ, создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно-опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки, психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.

Изучаются:

-физические и психологические резервы организма, условия их мобилизации;

- управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя;

- аутогенная тренировка, техника ее проведения, дыхательные и физические упражнения, приемы психической саморегуляции, способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.

Необходимо также знать, что такое стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия, какие используются методики для восстановления работоспособности, отдыха, лечения, в чем заключаются профилактические мероприятия (питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка и др.).

Весь комплекс обучения и тренировок направлен на формирование практических навыков по быстрому восстановлению работоспособности и психологической устойчивости.