Тактико-специальные учения
Тактико-специальные учения являются наиболее эффективной формой подготовки и слаживания формирований ГО, а также подразделений аварийно-спасательных служб для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач гражданской обороны.
Основными целями являются:
-совершенствование практических навыков командно-начальствующего состава по управлению формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и мероприятий по защите населения;
- подготовка и слаживание формирований как для самостоятельного выполнения АСДНР и мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с другими формированиями, подразделениями поисково-спасательной службы, соединений и частей гражданской обороны;
- проверка готовности формирований к действиям в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения (заражения) согласно предназначению;
- выработка у личного состава высоких морально-психологических качеств.
В целях исследования новых форм и методов подготовки формирований, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и последствий применения современных средств поражения, а также проверки отдельных положений проектов нормативных документов по действиям формирований в соответствии с решением МЧС России, начальников ГО субъектов Российской Федерации или соответствующих федеральных министерств и ведомств может быть организовано проведение опытно-исследовательских тактико-специальных учений.
На них должна создаваться обстановка, характерная для действий в условиях сильных разрушений, пожаров, наводнений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, требующая от командно-начальстсвующего состава своевременных и обоснованных решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, умелых действий формирований в различных условиях обстановки.
Учения в зависимости от их масштаба и состава обучаемых проводятся с отрядами, командами, группами и другими подразделениями, которые выводятся на учения полностью укомплектованными личным составом, оснащенными техникой и имуществом в соответствии с организационной структурой и табелем оснащения. На такие учения отводится до 8 часов. Проводиться они должны не реже одного раза в три года, а с формированиями повышенной готовности - ежегодно.
Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями служб, Например, совместно со спасательным отрядом (командой, группой) могут и должны участвовать санитарные дружины (посты), формирования разведки, охраны общественного порядка, противопожарные, убежищ и укрытий и другие. Количество привлекаемых формирований от служб зависит от темы учения, учебных целей, характера и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При этом, если какое-либо формирование ГО по тем или иным причинам не было привлечено на общее тактико-специальное учение формирований объекта, с ним до очередного комплексного учения должно быть обязательно проведено самостоятельное тактико-специальное учение.
В тех случаях, когда это предусмотрено планом, учения проводятся совместно с подразделениями поисково-спасательной службы, частей гражданской обороны и специализированных аварийно-спасательных служб города (района).
Практическая работа является основным методом подготовки личного состава к проведению АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций.
Руководителем учения с формированиями общего назначения может быть сам начальник гражданской обороны объекта или назначенный им на эту роль начальник органа управления ГО и ЧС (отдела, сектора, группы), а также командир формирования общего назначения, а с формированиями служб - соответствующий начальник службы.
Для подготовки и проведения учений со сводными и спасательными отрядами обычно создается штаб руководства. При проведении учений с командами, группами и другими формированиями - группы управления, назначаются помощники руководителя (посредники) по формированиям и имитации. В отдельных случаях могут привлекаться преподаватели и мастера производственного обучения учебно-методических центров и курсов ГО.
Руководитель учения обязан:
при подготовке учения:
-изучить соответствующие нормативные и правовые документы, проанализировать состояние подготовки формирований, определить исходные данные: тему, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, количество и состав привлекаемых
формирований, район учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения;
-установить порядок подготовки натурных участков, какими силами и в какие сроки должны быть они подготовлены;
-организовать подготовку заместителей, помощников, посредников и всех участников;
в ходе проведения учения:
- анализировать решения и отдаваемые распоряжения, степень и качество выполнения их личным составом;
-руководить наращиванием обстановки для достижения поставленных учебных целей;
-осуществлять контроль за соблюдением мер безопасности и экологических требований.
По окончании учения провести разбор, оценить действия командиров, расчетов и формирований в целом. На штаб руководства возлагается разработка документов по подготовке и проведению учения, оборудование района действий, а также осуществление контроля по окончании учения за сбором и возвращением формирований в места их постоянной работы, приведением в порядок района, где проводились практические работы.
Материально-техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается в обеспечении формирований необходимой техникой, горюче-смазочными материалами, специальным имуществом, требующимися запасами средств имитации и другими материальными средствами, организацией питания.
При проведении учений с формированиями общего назначения начальники служб ГО объекта, как правило, назначаются помощниками руководителя при соответствующих формированиях.
Для создания обстановки, приближенной к действительной, обозначаются зоны затопления, химического заражения и радиационного загрязнения, имитируются разрушения, пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях, разливы (выбросы) АХОВ.
Имитация должна быть управляемой, не требующей больших затрат времени и средств на ее подготовку и приведение в действие. Помощник руководителя учения разрабатывает план имитации, оборудует необходимым образом район учения, предусматривает и контролирует соблюдение мер безопасности.